Прокаччини, Джулио Чезаре


Джулио Чезаре Прокаччини (итал. Giulio Cesare Procaccini; 30 мая 1574, Болонья — 14 ноября, 1625, Милан) — живописец итальянского маньеризма, скульптор, рисовальщик и гравёр, мастер офорта.

Джулио Чезаре происходил из большой семьи художников-маньеристов, которая в Болонье представляла путь, альтернативный пути братьев Карраччи. Когда роль болонских академистов стала доминирующей, Прокаччини переехали в Милан, город, который в атмосфере движения контрреформации, заданном архиепископом Федерико Борромео, стал центром разработки новых форм в области изобразительного искусства[1].

Глава семьи Эрколе Прокаччини Старший (1515—1595) — болонский живописец, работал также в Милане. Его сыновья — Камилло (1555—1630) и Джулио Чезаре Прокаччини трудились вместе с отцом. Третий сын Эрколе Старшего — Карло Антонио (1571—1630) стал живописцем, а его сын — Эрколе Прокаччини Младший]] (1596—1676) — также живописец. Из этой же семьи известен Андреа Прокаччини (1671—1734), живописец, гравёр и архитектор итальянского барокко, ученик и последователь Карло Маратта. Известны и другие художники, представители этой семьи[2][3].

Джулио Чезаре Прокаччини родился в городе Болонья, область Эмилия-Романья на севере Италии, в семье живописца Эрколе Прокаччини Старшего и его третьей жены Чечилии Черва. Два брата Джулио, Камилло и Карло Антонио, также стали художниками. Семья переехала в Милан в 1587 году ко «двору» аристократа, мецената и коллекционера Пирро I Висконти Борромео. Джулио Чезаре вместе с женой Изабеллой Висконти проживали в приходе Сан-Пьетро в Кампо-Лодиджано[4].

Отец художника был занят на строительстве кафедрального Миланского собора. Джулио Чезаре также начинал в качестве скульптора на строительстве собора. Он имел твёрдую руку и создавал неплохие рисунки, которые свидетельствовали о близком знакомстве с виртуозными рисунками представителей маньеризма. Его работы имеются также в церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Милане. Около 1600 года Джулио Чезаре стал заниматься живописью, причина этого перехода неизвестна; многие склонны приписывать это учебной поездке в Рим, Венецию и Парму, — поездка, которая коренным образом изменила раннюю ломбардскую резкость его живописной манеры и стиля[5].

В свою живопись Джулио Чезаре перенёс навыки скульптора. Отсюда композиции с фигурами, максимально приближёнными к переднему плану картины наподобие рельефа. Очевидны также маньеристичные приёмы с эксцентричными позами и экзальтированными жестами, а также черты академизма болонской школы с её поисками идеальных персонажей. Близость фигур к переднему плану обусловила пренебрежение мелкими деталями и черты своеобразного монументализма, который сохранялся даже в небольших по размерам картинах. Так сформировался характерный индивидуальный стиль художника, типичный для позднего ломбардского маньеризма[6]. В его последующих работах становится более заметным влияние эмилианских художников, таких как Корреджо или Пармиджанино, а также мощное воздействие искусства Рубенса[7].