Пронашко, Збигнев


Збигнев Пронашко (пол. Zbigniew Pronaszko; 27 мая 1885[1][2][…], Деребчин, Шаргородский район — 8 февраля 1958[3][4], Краков, Краковское воеводство[d]) — польский художник, скульптор, график, один из наиболее известных представителей польского авангардизма. В поисках обновления художественных средств обращался к приёмам кубизма и экспрессионизма, традициям народной резьбы по дереву[5].

Родился в 1895 году в селе Деребчин. Учился в Винницком реальном училище, после окончания которого вернулся в Деребчин. Там начал рисовать.

Через некоторое время учился в Школе искусств в Киеве, в 1906—1911 годах — в Краковской художественной школе в мастерской Теодора Аксентовича[6].

Летом 1907 года выехал в первое заграничное путешествие через Вену в Мюнхен, где в пинакотеке копировал портреты Веласкеса, Тициана, Веронезе, и Париж, где осматривал работы импрессионистов. Весной 1910 года посетил Венецию, Флоренцию, Милан, Рим, обращая особое внимание на творчество Джотто, Мазаччо, Рафаэля.

В 1907—1912 годах написал ряд картин (частично утерянных): «Исконная песня», «Золотой телец», «Последний аккомпанемент», «Меланхолия» (1909), «Старый рыбак» (1910), «Деды» (1910), портреты матери и брата Анджея.

В 1909 году участвовал во II выставке группы «Zero» во Дворце искусств в Кракове. Инициировал вместе с братом Анджеем и Т. Чижевским I и II Выставки Независимых под патронажем Союза польских художников в Кракове (1911, 1912 годы), которые объявляли бунт против рутины в искусстве. В обоих принял участие, в частности на первой выставил картину — «На снегу»[7].