Просительницы (Эсхил)


«Проси́тельницы» (греч. Ἱκέτιδες, Hiketides; другие варианты перевода — «Молящие», «Умоляющие») — трагедия древнегреческого драматурга Эсхила (первая половина V века до н. э.), одна из семи его пьес, текст которых полностью сохранился[1]. Первая часть тетралогии о Данаидах, в которую входили также трагедии «Данаиды» и «Египтяне» и сатировская драма «Амимона» (их текст утрачен за исключением отдельных фрагментов)[2].

Дата написания и первой постановки «Просительниц» неизвестна. До 1950-х годов исследователи относили эту пьесу к раннему периоду творчества Эсхила, то есть к периоду от 490-х до 470-х годов до н. э. Соответственно «Просительницы» считались самой ранней из сохранившихся древнегреческих пьес[3], и подтверждение тому антиковеды видели в неразвитости «драматургической и театральной техники»[4]: главный герой здесь — хор Данаид, то есть целый коллектив из 50 человек, основная часть текста приходится именно на хоровые партии с небольшими вкраплениями диалогов, развития характеров нет, индивидуальные персонажи обрисованы крайне схематично[5][6].

Возможности для более точной датировки появились после публикации в 1952 году папирусного отрывка из сообщения о постановке (дидаскалии). В этом отрывке упоминается Софокл, начавший театральную деятельность в 470 году до н. э., и, возможно, упоминается архонт Архедемид, занимавший высшую должность в 463 году до н. э. Однако существует мнение, что в дидаскалии речь идёт о посмертной постановке; в этом случае данный текст не помогает датировать трагедию[7].

Трагедия написана на тему из аргосского мифологического цикла. Пятьдесят сестёр Данаид прибывают в Аргос, спасаясь от своих двоюродных братьев Египтиадов, принуждающих их к браку, и просят о приюте местного царя Пеласга. Тот понимает, что согласие навлечёт военную угрозу на Аргос; противоречие между долгом гостеприимства и любовью к родине и создаёт трагический конфликт[2]. В финале Данаиды получают убежище по решению народного собрания, но здесь проявляется зародыш конфликта, который будет развиваться в следующих частях цикла: героини заявляют о своём отказе от замужества в принципе[8], а хор служительниц отвечает на это, что сопротивление браку — нарушение воли богини Афродиты[9].

Действие «Просительниц» происходит на равнине близ Аргоса, перед алтарём олимпийских богов[10]. Помимо хора, в античных спектаклях пьесы могли быть задействованы всего два актёра: одному следовало играть Даная и глашатая Египтиадов, другому — Пеласга[11].

Миф о Данаидах рассказывает о переходе от коллективного брака к индивидуальному. В пьесе Эсхила к этому прибавляется отрицание насилия, идея брака как осознанного выбора двух сторон, осознаваемая при этом как выдающееся достижение общества. Египтиады становятся олицетворением варварского мира, грубого и агрессивного, враждебного по отношению к Элладе, которую олицетворяют Данаиды[12].