Просницкий район


Просницкий район — административно-территориальная единица в составе Нижегородского, Горьковского, Кировского краёв и Кировской областей РСФСР, существовавшая в 1929—1959 годах. Административный центр — Просница.

Район располагался в конце верхнего плёса реки Вятки, которая образует значительную излучину на севере. На территории района Вятка принимает самый большой из своих притоков — Чепцу. Выгодное географическое положение на пути между Москвой, Уралом и Сибирью содействовало большему, по сравнению с другими частями края, экономическому развитию. Позднейшее железнодорожное строительство, создавшее узел рельсовых путей, идущих в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Котлас и на Урал, закрепило его выгодное положение.

Почвы района — подзолистые супеси, пески и лёгкие суглинки. Из полезных ископаемых — значительное количество торфа, кварцевые пески, минеральные краски (охра, вивианит и др.), кирпичная глина, гравий, бутовый камень, известняк. Сельское хозяйство характеризуется значительными посевами картофеля, овощей и кормовых культур, развитым молочным скотоводством и свиноводством.[3]

Просницкий район был образован в составе Вятского округа Нижегородского края на основании постановления ВЦИК РСФСР от 10 июня 1929 года о разделении Нижегородского края (куда входила и Вятская земля) на округа и районы. Просницкий район объединил 20 сельских Советов с населением 36084 человека. В 1930 году округа были упразднены и район перешёл в прямое подчинения краю. В 1932 году Нижегородский край был переименован в Горьковский[4].

В 1930-е годы районный центр активно застраивался и благоустраивался: появились Раймаг, Райбольница и т. д. В 1934 году была протянута первая линия со станции Просница в село Усть-Чепцу[4].

Наибольшую трудность вызывало проведение коллективизации. Перестройка сельского хозяйства сопровождалась переломом всего уклада крестьянской жизни и сопряженными с ним потерями и бедствиями. Форсированные темпы коллективизации привели к тому, что уже в 1936 году в Просницком районе числилось 243 колхоза. Среди них были как вполне благополучные, так и экономически слабые, которые позднее стали объединяться. Успехам в сельском хозяйстве в немалой степени способствовало наличие МТС, первоначально находившейся в с.Полом. Однако отсутствие необходимых производственных помещений (гараж тракторного парка занимал нижний этаж Благовещенской церкви) привело к перемещению МТС в 1936 году на станции Просница[4].