Проспект Калинина (Москва)


Проспéкт Кали́нина (также был известен как Новоарбатский проспект) — магистраль в Центральном административном округе Москвы, существовавшая на территории района Арбат в 1963—1994-х годах. Названа в честь советского революционера Михаила Калинина. Магистраль включала современные улицы Воздвиженку и Новый Арбат[1].

Проспект был образован из Сапожковской площади[2], улицы Калинина (Воздвиженки), вновь проложенной магистрали Новый Арбат и части Кутузовского проспекта от Садового кольца до бывшего Новинского переулка[2]. Начинался у Троицких ворот Кремля и заканчивался на набережной Москвы-реки у Новоарбатского моста, которому в это время было также дано имя Калинина[3].

Идея прокладки новой западной улицы возникла в 1935 году в рамках Генерального плана реконструкции Москвы. Необходимость возведения высокоскоростной магистрали появилась по причине строительства Минского шоссе и частыми поездками правительственных кортежей из Кремля до загородных дач, расположенных на Можайском и Рублёво-Успенском шоссе[4].

По предложению председателя исполнительного комитета Моссовета Николая Дыгая первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв объявил летом 1962 года конкурс на лучший проект нового проспекта от улицы Калинина до Садового кольца[5]. Застройка магистрали была поручена архитектору Михаилу Посохину, в работе участвовали Ашот Мндоянц, Глеб Макаревич, Борис Тхор и Шаген Айрапетов. В планировке проспекта и высотных жилых домов также были задействованы архитекторы Игорь Покровский, Юрий Попов, Александр Зайцев, В. Васильев, М. Каплан и инженеры строительного управления «Моспроект-2» — С. Школьников, В. Сно, Василий Николаев, Л. Гохман и А. Ниснеев[6].

Было предложено несколько проектов, учитывающих санитарные нормы проживания, необходимость транспортной разгрузки соседних улиц и подготовку инженерных коммуникаций[7]. Первый макет, не принятый Хрущёвым, предполагал застройку участка от улицы Воровского до Садового кольца продолговатыми шести- или семиэтажными корпусами с расположенными между ними стеклянными торговыми павильонами. По замыслу разработчиков, следовало снести церковь Симеона Столпника и возвести вместо неё здание кинотеатра[5]. Хрущёв также отклонил строительство высоток в духе сталинского ампира и минималистических бетонных небоскрёбов, представленных во втором проекте[8].