Прыгающая бомба


Прыгающая бомба (англ. Bouncing bomb) — специальная глубинная авиабомба, разработанная британским инженером Барнсом Уоллесом для разрушения плотин в Рурской области Германии. Характерной особенностью бомбы является способность совершить перед окончательным погружением несколько прыжков по водной поверхности. Это, вкупе с предварительной раскруткой, позволяет бомбе вплотную приблизиться к плотине, защищенной металлическими сетями. Затем, погрузившись на глубину, такая бомба прижимается к взрываемой стенке дамбы, что позволяет причинить наибольший ущерб. С помощью этих бомб удалось за одну ночь силами всего 19 бомбардировщиков полностью разрушить две большие плотины и повредить третью, что нанесло крупный ущерб военной промышленности нацистской Германии (Операция «Большая порка»).

В сентябре 1939 года, после нападения нацистской Германии на Польшу, в Европе началась Вторая мировая война. Известный английский инженер и изобретатель Барнс Уоллес видел возможность скорейшего окончания войны в разрушении промышленного потенциала противника путём стратегических бомбардировок. Особенно важной целью Уоллес считал водохранилища в Рурской области, поставлявшие воду и электроэнергию для тяжелой и металлургической промышленности региона. Свои соображения он изложил в записке для министерства обороны: A Note on a Method of Attacking the Axis Powers. Для атаки плотин Уоллес предлагал использовать сверхтяжелые бомбы, способные вызвать эффект локального землетрясения. Однако средств для доставки подобной бомбы в то время не существовало, и проект не был принят. Торпеды для атаки не годились — в водохранилищах стояли специальные защитные сети. Дальнейшие размышления привели Уоллеса к идее применить для атаки плотин принцип «прыгающей бомбы».

Для выполнения атаки на три крупные плотины в Рурской области Германии 21 марта 1943 года была создана 617-я эскадрилья Королевских ВВС. Для доставки бомбы использовались переоборудованные Avro Lancaster со специально тренированными экипажами. Переоборудование требовалось как из-за больших размеров бомбы, так и из-за особенностей её использования. При этом лётные характеристики самолёта ощутимо менялись из-за существенного ухудшения аэродинамического качества. Доработки стандартного бомбардировщика, в числе прочего, включали следующие устройства: