Пэрриш, Роберт


Роберт Пэрриш (англ. Robert Parrish; 4 января 1916 года — 4 декабря 1995 года) — американский кинорежиссёр (в 1950-70-е годы), киномонтажёр (в 1930-40-е годы) и в начале карьеры — ребёнок-актёр.

Начинавший как актёр-ребёнок, Пэрриш затем стал сниматься в эпизодах, после чего в 1930-е годы стал помощником монтажёра и монтажёром звука под руководством известного режиссёра Джона Форда[1]. В 1948 году он разделил «Оскар» за монтаж боксерской нуаровой драмы «Тело и душа» (1947), и в 1951 году перешёл в режиссуру с захватывающим нуаром «Крик об опасности»… К другим вершинам его карьеры относятся нуар «Мафия» (1951), военная драма «Лиловая равнина» (1954), вестерны «Оседлай ветер» (1958) и «Чудесная страна» (1959), военная драма «С берега» (1965) и «увлекательный и недооценённый научно-фантастический фильмПутешествие на дальнюю сторону Солнца“ (1969)»[1][2].

Как написал критик Аллен Грант Ричардс, «помимо отличной монтажной работы и режиссёрской работы, Пэрриша также запомнят как отличного рассказчика благодаря двум его книгам голливудских мемуаров»[3].

Пэрриш родился 4 января 1916 года в Колумбусе, штат Джорджия, в семье кассира фабрики и актрисы. В 1920-е годы семья переехала в Лос-Анджелес. Две его сестры также стали актрисами: Беверли (умерла в 1930 году в возрасте 10 лет, успев сыграть одну роль) и Хелен (начала сниматься в 1927 году в возрасте 4 лет, умерла в 1958 году в возрасте 35 лет, играя вплоть до своей смерти небольшие роли в кинофильмах и телесериалах)[4][5][6].

Как пишет кинокритик Кевин Браунлоу, «Пэрриш опроверг распространённое мнение о том, что „худший старт для ребёнка в кино — это стать актёром-ребёнком“»[7]. Пэрриш дебютировал в кино в 1927 году в подростковой короткометражке из серии «Пострелята» под названием «Олимпийские игры» (1927)[8]. В том же году он сыграл в знаменитом фильме «Восход солнца» (1927) Фридриха Вильгельма Мурнау, где для создания экспрессионистского режиссёрского видения «11-летнего Пэрриша и других детей его возраста переодели во взрослые костюмы и поручили им изображать взрослое общество»[7]. В эпическом фильме об адмирале Нельсоне «Божественная леди» (1929) Пэрриш был мальчиком-подносчиком пороха. Затем он совершил «открывший ему на многое глаза выезд на натуру с Раулем Уолшем для съёмок в грандиозном вестерне „Большая тропа“ (1930), сделанного со звуком и для широкого экрана»[7]. В начале 1930-х годов как актёр-ребёнок он сыграл эпизодические роли в таких значимых фильмах, как «Огни большого города» (1931) Чарли Чаплина и «На западном фронте без перемен» (1930) Льюиса Майлстоуна[5]. По словам Пэрриша, в «Огнях большого города», он был тем ребёнком, который «стрелял в Чарли из игрушечного ружья». И именно этот фильм пробудил в нём желание стать режиссёром[7].