Рай, Бхарат Чандра


Бхарат Чандра Рай (бенг. ভারতচন্দ্র রায়) (17121760) — бенгальский поэт и композитор XVIII века.

Бхарат Чандра, сын Нарендра Нараяна Рая из Педо-Буршута (ныне округ Хаора в Западной Бенгалии) был вынужден покинуть дом предков из-за имущественных споров и вступления в брак по своему желанию. Он бродил с места на место. Жил в ашраме (скиту) Рам Чандра Мунши в Дебанандапуре (ныне округ Хугли). Изучил языки санскрит, арабский, персидский, хинди; грамматику, драму, риторику, музыку, эзотерику; затем сам преподавал эти дисциплины. Был поэтом при дворе махараджи Надии Кришны Чандры Роя.[3][4]

Бхарат Чандра Рай был истинным представителем переходного периода бенгальской музыки и литературы из средневековой в современную эпоху. Он хорошо разбирался в классической музыке, мастерство приобрёл, возможно, при дворе махараджи Кришны Чандры. Хотя он и принял жанр трёхчастных поэм-восхвалений монгол («песня блаженства»), в котором произведения традиционно посвящались богам и богиням, но попытался освободить бенгальскую поэзию, а также и музыкальную композицию из заточения и вдохновлённо прикоснуться к человеку. Многие песни его были частью длинных поэтических произведений, но могли исполняться и самостоятельно. Бхарат Чандра также может считаться первопроходцем в составлении композиций на любовные темы Радха-Кришны в музыкальной форме раги за пределами падавали киртан. В определенном смысле он является предшественником Рампрасада Сена  (англ.) и Нидху Бабу  (англ.).[5] Бхарат Чандра Рай был первым поэтом, сочинявшем на бенгальском языке и названным народным. Он придал новую благодать и красоту языку поэзии.[3] Его произведения учили наизусть, пели на улицах, разыгрывали на их основе спектакли народной драмы.[6][7]

По заказу махараджи Бхарат Чандра написал в 1752 году поэму «Оннода-монгол» («Песнь во славу Онноды») — не только величайшее его достижении, но и одно из лучших произведений бенгальской литературы: элегантность и лиричность языка сочетаются с блестящим использованием риторических приёмов. Оннода (буквально «дающая пищу») одно из имён богини Дурги, бенгальский вариант Парвати — жены Шивы; ей поклонялся и насаждал культ в своих владениях Кришна Чандра. Во время написания поэмы жизнь в Бенгалии была нестабильной: происходили частые военные конфликты, голод. Эти события нашли отражение в поэме. Несмотря на официальную цель «Оннода-монгол» — изображение величия богини, Бхарат Чандра изобразил в ней и реальных персонажей. За эту поэму он получил от махараджи прозвание Raigunakar в знак признания его поэтических достижений.[4]