Кутар, Рауль


Рауль Кута́р (фр. Raoul Coutard, 16 сентября 1924, Париж — 8 ноября 2016, Лабенн, Франция) — французский кинооператор и режиссёр.

Родился в семье сотрудника фармацевтической компании. Успешно сдав вступительные экзамены для обучения по специальности химика, из-за нехватки денег был вынужден отказаться от учёбы и пойти работать в фотолабораторию. В 1945 году записался во Французский экспедиционный корпус и начал службу в Индокитае. После прохождения службы он остался в Индокитае фоторепортёром-фрилансером и публиковался в Radar[фр.], Paris Match и Life. Во Вьетнаме познакомился с военным кинооператором Пьером Шёндёрффером, который в 1958 году предложил ему стать оператором фильма «Ущелье дьявола»[2]. Кутар никогда не снимал видео и позже рассказывал, что согласился, потому что думал, что его звали делать фотографии съёмочного процесса[3].

Продюсер «Ущелья дьявола» Жорж де Борегар порекомендовал Кутара режиссёру Жану-Люку Годару для работы над его дебютным фильмом «На последнем дыхании». Работа в этом фильме — съёмка ручной камерой и при естественном освещении, часто длинными планами, имитирующая журналистский репортаж, игра света и тени в чёрно-белом изображении — определила визуальный почерк французской новой волны. В 1960-х был оператором ещё в более чем десятке фильмов Годара[2][3]. Свою разноплановость, умение работать с цветом и широкоэкранным форматом он продемонстрировал уже в фильме Годара «Безумный Пьеро» (1965)[3][4]. С другим основополагающим режиссёром «новой волны» Франсуа Трюффо Кутар сделал четыре фильма[2]. После «Китаянки» и «Уикенда» (1967) Кутар разошёлся с Годаром: последний, исповедуя крайне левые взгляды, ушёл из мейнстримового кинематографа[3][4].

Среди наиболее известных постгодаровских фильмов Кутара — «Дзета» Коста-Гавраса, получивший «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и множество других наград (1969) и «Краб-барабанщик» Шёндёрффера (1977), который принёс Кутару его единственный «Сезар» за лучшую операторскую работу. В 1970 году он дебютировал как режиссёр картиной «Хоа Бинь», удостоенным номинации на «Оскар» за лучший иностранный фильм. В начале 1980-х возобновил свой творческий союз с Годаром для фильмов «Страсть» (1982) и «Имя: Кармен» (1983). В 1990-х оператор работал с Филиппом Гаррелем[3][4].