Горгера


Горге́ра[1][2] (исп. gorguera), также лечуги́лья (исп. lechuguilla), фре́за[3][4] (фр. fraise), раф[5][2] (англ. ruff), «мельничный же́рнов»[6][7] (нидерл. molensteenkraag, нем. Mühlsteinkragen) — круглый плоёный[8] (гофрированный) брыжжевый (польск. bryże от ср.в.нем. bris(e) — «кайма»)[9] воротник[5][2] из накрахмаленной ткани или кружев, плотно охватывающий шею[4]; атрибут одежды представителей высшего и среднего классов Европы XVI—XVII веков[3].

Своим изобретением воротник, по легенде, обязан некой знатной испанке, которая собрала кружево вокруг своей некрасивой шеи[10]. Такой воротник появился в эпоху Филиппа II[6] в среде испанских аристократов[2][4]. Горгера трансформировался из украшавших горловину рубашки или сорочки рюш. К 1560-м годам появляются трубчатые складки, воротник сперва открыт на шее, но после 1570 года становится замкнутым. В следующем десятилетии горгера постепенно увеличивается в диаметре (достигая 25-30 см)[2], и к 1580-м годам огромный воротник (который стали называть «мельничный жернов» или «колесо телеги») требует поддерживающего каркаса[11]. Подкладкой для горгеры служил воротник голилья (исп. golilla) на проволочном каркасе, ставший позже самостоятельным воротником[6][12].

Складки укладывались разными способами с помощью стальных или деревянных палочек. Воротник изготавливался из одного или нескольких слоёв плоёного полотна или кружев[11], которые, появившись в начале XVI века, стоили дорого[13]. Первым намёком на кружево были зубчики (итал. punto in aere «стежки в воздухе») по краям горгер. Постепенно эти зубчики из узких становились всё шире и ажурнее[14]. Голландка Данген ван Плесс при дворе английской королевы Елизаветы I ввела в обиход крахмал и придумала щипцы для плойки воротников, чему обучала знатных дам на платных курсах. Первый крахмал был желтоватым, отчего воротники получались кремовыми. Некоторые модники подкрашивали их шафраном в золотистый оттенок[15]. Также горгера выкрашивался натуральными красителями в розовый или лиловый цвета[16].

Горгера была съёмной, отдельной от платья или дублета, что позволяло её стирать и крахмалить[6] отдельно. Жёсткость горгеры вынуждала своего владельца держать осанку, а за свою непрактичность горгера стала символом богатства и статуса[13]. Мода на широкие горгеры способствовала, начиная с Италии, распространению вилки, использование которой позволяло уберечь воротник от замарывания едой[2][17].

Горгеры были запрещены в Испании королём Филиппом IV (с подачи графа-герцога Оливареса)[18]. К середине XVII века горгера уменьшилась в диаметре и почти не крахмалилась[7]. На его смену пришёл небольшой отложной воротник[3]. В Германии и Фландрии горгеру носили до начала XVIII века[7][19]. В XVIII веке он ещё долго сохраняется у евреев как обязательная деталь костюма[7]. В начале XIX века несколько изменённая горгера стала модной частью повседневной женской одежды[20].