Ан, Рейнальдо


Рейнальдо Ан (исп. Reynaldo Hahn, 9 августа 1874, Каракас — 28 января 1947, Париж) — французский композитор, пианист, музыкальный критик, дирижёр и руководитель оркестра, один из наиболее известных музыкантов прекрасной эпохи.

Мать музыканта была родом из Венесуэлы, отец — немецкий еврей из Гамбургa по фамилии Хан — приехал в Венесуэлу в поисках удачи, сделал успешную карьеру инженера и предпринимателя и стал близким другом президента Антонио Гусмана Бланко, но после угроз со стороны врагов президента в 1878 году переехал с семьей в Париж. Первый вальс для фортепиано Рейнальдо написал в 1883 году. Учился в Парижской консерватории у Гуно, Сен-Санса, Жюля Массне, его одноклассниками были Морис Равель и Альфред Корто. В 1888 году написал романс на стихи В.Гюго, тут же ставший известным. Подружился с семейством Альфонса Доде, с Верленом, сочинил цикл песен на его стихи («Песенки под хмельком», фр. Les Chansons grises; 1893). Его вокальные сочинения вошли в моду, композитор стал завсегдатаем лучших столичных салонов, где исполнял свои песни и музыку других композиторов, познакомился с Малларме, Эдмоном Гонкуром, Прустом, Сарой Бернар1930 году он написал о ней книгу).

В 18941896 гг. был в близких отношениях с Прустом; они были приглашены в салоне и в шато Ревейон Мадам Лемер, вместе путешествовали, строили общие планы, переписывались (эпистолярий издан); многие детали этого времени вошли в роман Пруста «Жан Сантёй». Дружил с Лианой де Пужи, Клео де Мерод. Вместе с Прустом и Сарой Бернар выступал в защиту Дрейфуса.

В 1909 году стал гражданином Франции. В годы Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, затем служил в министерстве обороны. Так как Рейнальдо было 40 лет, он был старше призывного возраста, но был принят и служил, сначала как доброволец, затем дослужился до звания капрала. В то время на фронте он сочинил цикл песен[какой?] на стихи Роберта Луиса Стивенсона[5]. Писал музыку для сцены и кино, симфонические, фортепианные и вокальные сочинения на стихи Марселины Деборд-Вальмор, Леконта де Лиля, Теодора де Банвиля, Жана Мореаса, Анри де Ренье и др., оставил несколько балетов, опер и оперетт. Сотрудничал[уточнить] с Сергеем Дягилевым и его труппой.

С 1920 г. преподавал в Нормальной школе музыки, дружил с Пабло Казальсом, Жаком Тибо, Надей Буланже. Сотрудничал с Саша Гитри, Арлетти, Магдой Тальяферро.