Рейнес, Ицхак Яаков


Ицхак Яаков[2] (Исаак Яков[3], Ицхок-Яков[4]) Рейнес (Райнес[3]; 27 октября 1839[5], Карлин, Минская губерния — 20 августа 1915, Лида, Виленская губерния) — российский раввин, основатель религиозно-сионистского движения «Мизрахи», один из авторов программы поселения евреев в Эрец-Исраэль, один из авторов созыва конференции по учреждению Всемирной сионистской организации (1902).

Ицхок-Яков Рейнес родился в пригороде Пинска Карлине в 1839 году. Посещал иешивы в Ейшишках и в Воложине, где и прошёл смиху. Раввином впервые стал в 1867, сначала в Шавкянах (Ковенская губерния, ныне Шаукены, Литва), а с 1969 года — в Свенцянах[2].

За 16 лет пребывания в Свенцянах Рейнес разработал план реформы преподавания Талмуда, который был изложен в двухтомном труде «Хотем Тохнит»[5] (с иврита — «Завершающий план», 1880—1881). Свои идеи, в которых главное место уделялось логическому анализу источников, противопоставляемому распространённой в те годы методике пилпула, он изложил на съезде представителей еврейских общин в Петербурге в 1882 году. Хотя в своей работе Рейнес опирался на такой авторитет еврейской мысли как Маймонид («Милот ха-хигайон», с иврита — «Термины логики»)[2], ультраортодоксальные раввины сочли его предложения слишком радикальными, и его планы реформы не получили поддержки на съезде[5].

Несмотря на неудачу на съезде, Рейнес поставил перед собой задачу доказать жизнеспособность своей программы и открыл в Свенцянах показательную иешиву, где помимо традиционного еврейского образования преподавались также общеобразовательные предметы и обучение в которой было рассчитано на 10 лет[2]. Конечной целью было получение студентом образования — как религиозного, так и светского — которого было бы достаточно не только для смихи, но и для получения государственной лицензии раввина[5]. Однако уже через четыре года из-за резкого противодействия ультраортодоксов иешива была закрыта, а сам Рейнес ненадолго перебрался в Манчестер, уже через три года вернувшись в Россию. С 1885 года он в течение 30 лет занимал место раввина в Лиде[2].

Одновременно с разработкой программы реформ еврейского образования раввин Рейнес проявлял интерес к еврейской политической мысли. Он стал участником движения «Ховевей Цион» сразу после его вознкновения и вместе с Шмуэлем Могилевером пропаганировал возвращение евреев в Эрец-Исраэль, в рамках которого сельскохозяйственный производительный труд будет сочетаться с изучением Торы. Идеи политического сионизма, продвигаемые Теодором Герцлем, нашли активную поддержку Рейнеса, который стал делегатом первых сионистских конгрессов. В 1898 году он выпустил книгу «Ора ве-симха» (с иврита — «Свет и радость»), рассматривающую тему празника Пурим с точки зрения сионизма, а в 1902 году — книгу «Новый свет над Сионом», включавшую полемику с раввинами, отвергавшими идеи сионизма[2].