Ренье, Николя


Никола Ренье, Никколо Реньери (фр. Nicolas Régnier, итал. Niccolò Renieri; 28 сентября 1588 или 6 декабря 1591, Мобёж, Франция — 20 ноября 1667, Венеция) — французский и итальянский живописец эпохи барокко. Работал в Италии, где был известен под именем Никколо Реньери[2]. Последователь Караваджо.

Николя Ренье обучался искусству живописи в Антверпене в мастерской фламандского мастера Абрахама Янсенса[3]. Около 1615 года переехал в Рим, где сблизился с караваджистами, особенно с Бартоломео Манфреди, и Симоном Вуэ, оказавшими на него сильное влияние, на что указывал работавший в Риме в то же самое время Иоахим фон Зандрарт. В Риме Реньери состоял на службе у маркиза, банкира Ватикана и коллекционера произведений искусства Винченцо Джустиниани. В 1625 или 1626 году Реньери переселился в Венецию, где трудился до конца жизни. Работал в мастерской помощником у своего друга Гвидо Каньяччи.

Никколо Реньери в Италии писал картины на религиозные, исторические и мифологические сюжеты, а также портреты. Среди его первых произведений, выполненных в Венеции, — две «Аллегории» для Королевского дворца в Турине (1626). Четыре дочери Николя Ренье (Реньери) были его ученицами.

В России, в Государственном Эрмитаже, (в отделе итальянской живописи под именем Никколо Реньери) имеются три работы художника — «Святой Иоанн Креститель» (вариант 1615—1620 гг.), «Святой Себастьян» (вариант 1620 г.) и «Аполлон»[4]. В Картинном зале дворца Петра III в «Ораниенбауме» выставлена картина Реньери «Смерть Клеопатры».