Зандрарт, Иоахим фон


Иоахи́м фон За́ндрарт, называемый Старшим (нем. Joachim von Sandrart, der Ältere; 12 мая 1606, Франкфурт-на-Майне — 14 октября 1688, Нюрнберг) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, а также историк искусства и переводчик; выдающийся представитель немецкого барокко XVII века, один из первых историографов немецкого искусства. В Нюрнберге были известны и другие художники, члены семьи Зандрарт, поэтому Иоахима называют Зандрартом Старшим[6].

Иоахим родился в дворянской семье, происходившей из окрестностей города Монс в Геннегау, или Эно (ныне южная Бельгия). Его родословная начинается с Жана Зандрарта (1449—1509), капитана папской гвардии. Дворянство ему было даровано в 1500 году папой Александром VI. Потомки Зандрарта позже поселились во Франкфурт-на-Майне и стали торговцами. Иоахим фон Зандрарт получил подтверждение дворянства Священной Римской империи и герб 20 июля 1653 года в Регенсбурге.

31 января 1637 года он женился на Йоханне фон Милькау, дочери ювелира-кальвиниста, эмигрировавшего из южных Нидерландов. После её смерти в 1672 году, 5 ноября 1673 года Зандрарт женился на Эстер Барбаре Блумарт (1651—1733), из нюрнбергской купеческой семьи, которая была на 45 лет младше его и чей известный портрет часто принимают за изображение Марии Сибиллы Мериан. Оба брака остались бездетными. Нюрнбергский гравёр, издатель и торговец произведениями искусства Якоб фон Зандрарт приходился Иоахиму племянником[7][8].

Живописи и графике Иоахим стал обучаться с девятилетнего возраста, вначале в Нюрнберге с 1615 года у гравёра и живописца Петера Иссельбурга, затем в Праге у «рудольфинца» Эгидия Саделера Старшего. Однако свои первые художественные уроки он уже получил ранее в мастерской Даниэля Соро. Десять лет спустя, в 1625 году, он стал учеником Геррита ван Хонтхорста в Утрехте и оставался им до 1629 года. В последующие шесть лет вместе с учителем Зандрарт путешествовал по Англии и Италии. Среди прочего он написал «Смерть Сенеки», «ночную картину» в стиле Хонтхорста. Как живописец Зандрарт «тяготел к караваджизму». В Лондоне при дворе короля Карла I работал портретистом, его аллегорические картины «отличались несколько напыщенным, эклектичным стилем, в котором отчётливо просматривались цитаты из творчества разных художников»[9].