Ресейл


Ресейл (англ. resale, также реселл или реселлинг) — буквально перепродажа. В общем случае ресейлом называют любые операции перепродажи товаров, информации или услуг, однако с середины 2010-х годов в мире и в России сложилась устойчивая тенденция называть ресейлом преимущественно перепродажу редких («дефицитных») товаров повседневного спроса, имеющих ограниченную доступность и высокую ценность для целевой аудитории — брендовых телефонов, кроссовок или одежды, главным образом — в премиальном сегменте[1].

Явление ресейла сущностно весьма близко тому, что при советской власти называлось спекуляцией и фарцовкой и всячески преследовалось. Однако в XXI веке отношение к ресейлу со стороны всех участников процесса позитивное (если только объектом ресейла не является контрафактПерейти к разделу «Контрафакт»), например его поощряют и используют крупные бренды в мире моды[2][3]. С точки зрения участников процесса — продавцов и покупателей — ресейл обладает рядом достоинств. Он помогает оптимизировать бюджет, одеваться модно и недорого (при использовании вещей, уже бывших в употреблении), сохранять окружающую среду (использованные вещи не выводятся из обихода и не отправляются на свалки в виде мусора, а находят новых заинтересованных владельцев).

Аналитики ресейл-площадки thredUP опубликовали прогноз, согласно которому глобальный рынок ресейла году может вырасти к 2026 на 126 % и достигнуть $218 млрд, главным образом — за счет Европы и Северной Америки. Объём этого рынка в России, согласно исследованию РБК, в 2020 году составил ₽100,6 млрд[4][5].

Хостинг хронологически стал, видимо, первым объектом перепродажи, для которого стал активно использоваться термины ресейл и реселлер. Как явление он появился ещё в конце 1990-х годов, термин сформировался в середине 2010-х[9]. В связи с закреплением понятия ресейл именно за перепродажей модных и культовых вещей, в настоящее время для перепродажи хостинга обычно употребляется сочетание ресейл хостинга или реселлинг хостинга[8][10].

Поскольку брендовые кроссовки стали предметом культа (выработался даже термин для фанатов, озабоченных приобретением и склонных к коллекционированию модных моделей — сникерхеды) и многие модели выпускаются ограниченными тиражами, ресейл кроссовок стал достаточно популярным способом зарабатывания денег в молодёжной среде (в этом виде бизнеса нет никаких возрастных ограничений). Продажная цена при ресейле кроссовок может отличаться от розничной от двух до тысячи раз[13]. Объём вторичного рынка кроссовок в США уже в 2016 году достиг, согласно оценкам Financial Times, $1 млрд и на нём перепродавали не менее 9 млн пар кроссовок[12].

По мнению экспертов, ресейл кроссовок в 2023 году был одним из наиболее рентабельных направлений розничного бизнеса в России[14].