Римский кружок


«Римский кружок» (нем. Römischer Кreis) — творческое объединение художников немецкого неоклассицизма, лидерами которого были трое выдающихся деятелей немецкой культуры: философ Конрад Фидлер (1841—1895), живописец Ханс фон Маре (1837—1887) и скульптор Адольф фон Гильдебранд (1847—1921). К ним примкнули Арнольд Бёклин (1827—1901), приехавший в Рим в 1850 году, и Ансельм Фейербах (1829—1880), прибывший в Вечный город в 1855 году. Члены кружка работали в Риме в 1860—1870-х годах, желая приобщиться к «истинным» ценностям художественной культуры, противопоставляя их «упадническому» немецкому искусству того времени.

Живописец Маре был на десять лет старше Гильдебранда и считается, что основные идеи принадлежали именно ему, а также К. Фидлеру, но реализовать их на практике и в теоретическом трактате смог именно Гильдебранд. Живописец Ханс фон Маре впервые приехал в Италию в 1865 году и был поражен «особенным чувством формы», присущим итальянским художникам. У них он учился ясности и конструктивности композиции. Маре и Фидлер стремились создать простую и ясную концепцию «мудрого вѝдения», преодолеть распространённый в то время в искусстве натурализм, салонность и омертвелый академизм. В своих живописных произведениях Маре пытался отойти от «бездумного копирования действительности» и научиться выявлять «пластическую определённость», структурную основу изображения, так «как это умели делать древние греки». В произведениях Маре будто оживают рельефы древнегреческих метоп и надгробий. Они отличаются конструктивностью композиции и ясностью формообразования[1].

С 1867 года членом «Римского кружка» был скульптор А. фон Гильдебранд. Его произведения напоминают античные статуи Поликлета и его школы. Некоторые идеи членов римского кружка были использованы художниками течения, названного позднее «неоидеализмом». Гильдебранд под воздействием идей своего друга Маре, который был старше его на десять лет, опытнее и авторитетнее в искусстве, также исповедовал принципы архитектоничности (выстроенности композиции) и «архитектонического преображения формы», предпочитая их поверхностно-занимательному подходу к изобразительному искусству. Свои идеи он изложил в книге «Проблема формы в изобразительном искусстве» (1893), в которой с точки зрения профессионального скульптора дал анализ закономерностей формообразования в изобразительном искусстве (в том же году опубликована книга А. Ригля «Проблемы стиля»)[2].