Роберт Капа


Ро́берт Ка́па (англ. Robert Capa, настоящее имя Эндре Эрнё Фри́дман, венг. Friedman Endre Ernő; 22 октября 1913, Будапешт — 25 мая 1954, Тхайбинь, Французский Индокитай) — французский и американский фоторепортёр еврейского происхождения, родившийся в Венгрии. Старший брат Корнелла Капы. Классик документальной фотографии. Основоположник военной фотожурналистики. Один из пяти основателей первого в мире фотоагентства «Magnum Photos».

Родился в еврейской семье в Будапеште (по другим данным, в Надькапоше, ныне Словакия). Подростком был вовлечён в объединение левых интеллектуалов и деятелей авангардного искусства (Munkakör), а также участвовал в протестах против правого авторитарного режима Миклоша Хорти. С 1931 по 1932 год занимался изучением политологии в берлинском университете[8]. В 1931 году, накануне публикации своей первой фотографии, был арестован венгерской секретной полицией за политическую деятельность. Знакомая Фридмана, жена полицейского офицера, добилась его освобождения с условием, что он немедленно покинет Венгрию. Фридман переехал в Берлин, где посещал лекции в Высшей школе политических наук и начал заниматься фотожурналистикой. Boston Review описывала его как левого, демократа и антифашиста.

В 1932 году в Копенгагене сделал серию портретов Льва Троцкого, имевшую большой успех в печати. В 1933 году[8]перебрался в Париж, где познакомился с Анри Картье-Брессоном. C 1935 выступал под псевдонимом. Сопровождая ополчение испанской марксистской партии ПОУМ, был на фронтах Гражданской войны, где сделал свой классический снимок смерти республиканского ополченца (сначала считалось, что это боец ПОУМ, затем его опознали как анархиста Федерико Борелла Гарсиа, но это тоже оспаривается) в момент, когда того настигла пуля. Под Мадридом погибла его подруга и коллега, немецкая фотожурналистка Герда Таро, случайно раздавленная маневрировавшим танком. С тех пор Капа начал работать в качестве военного фотокорреспондента и по долгу службы побывал в Израиле, Германии, Италии, Китае и Франции[8].

В 1938 работал фотокорреспондентом во время японо-китайской войны. В 1940 году переселился в США. Работал в Северной Африке и Италии. В 1944 снимал высадку союзнических войск в Нормандии (знаменитая фотосерия «Великолепная одиннадцатка» с Омаха-Бич). В 1947 вместе с Анри Картье-Брессоном и другими основал фотоагентство «Магнум», в 1951 возглавил его, но в 1953 был вынужден переехать в Европу, спасаясь от маккартизма. В 1947 году вместе с писателем Джоном Стейнбеком получил приглашение в Советский Союз, где в течение нескольких месяцев документировал повседневную жизнь. По результатам этой командировки была создана книга «Русский дневник» (Russian Journal) с фотографиями Капы. В 1948 и 1950 годах работал в Израиле.