Российский институт культурологии


Росси́йский институ́т культуроло́гии (РИК) — российский научно-исследовательский институт, существовавший в 1932—2014 годах.

В истории РИК нашли отражение как особенности становления отечественной науки о культуре, так практики администрирования сферы культуры в целом.

История института официально начинается с 1932 г., когда постановлением Совнаркома РСФСР был создан Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы (в ведении Наркомпроса РСФСР), а его первым директором был назначен М. П. Потемкин[1]. Перед институтом ставились следующие задачи: разработка идеологически выдержанной методологии краеведения, поиск сырья «для станков пятилетки» и организация краеведческой работы[2]. Первые самостоятельные полевые исследования сотрудники Института вели на строительстве канала Москва — Волга, в связи с которым осуществлялись поиски необходимых строительных материалов; одновременно были исследованы памятники истории и культуры, которые могли пострадать или исчезнуть в ходе проводимых строительных и ирригационных работ. В 1932 г. сотрудники Института также участвовали в изучении археологических памятников Москвы, обнаруженных в ходе строительства метрополитена.

Главной же для Института стала научно-методическая работа — разработка научно обоснованных программ, инструкций и пособий по краеведческой работе, для публикации которых был создан издательский отдел. С 1933 г. Институт стал издателем журнала «Советское краеведение» (выходил в 1930—1936 гг.). В 1937 г. было принято постановление СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах», по которому Институт был объединен с Высшими музейными курсами и преобразован в Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы[3]; для обеспечения систематической и широкой консультативной работы в его рамках был образован Методический кабинет. К числу основных сфер исследовательской работы Института того времени можно отнести анализ и оценку опыта работы музеев, методики комплектования и хранения коллекций, проблем экспозиционного показа, а также вопросы массовой и экскурсионно-лекционной работы, разработку принципов и методов краеведения и др. Буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны Институту были выделены помещения в Палатах Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной[4], которые он и занимал до последних дней своего существования.