Рошфор, Николай Иванович де


Граф Николай Иванович де Рошфор (Рошефор) (1846, Париж — 4 февраля 1905, Санкт-Петербург) — русский архитектор, инженер и теоретик архитектуры.

Родился в 1846 году в Париже, в 12 лет переехал с родителями в Россию (его мать была русская подданная). Получил домашнее образование и поступил на естественное отделение Московского университета. Окончил Николаевское инженерное училище (1866) и Институт гражданских инженеров (экстерном)[1].

Служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел (1866—1868, 1889—1897) и по Министерству путей сообщения (1868—1889). Занимался строительством вокзалов, железных дорог и стратегических шоссе. С 1867 года состоял действительным членом Московского архитектурного общества[2]. В 1875—1876 годах построил вокзал в Самаре в стиле итальянского ренессанса. Разработал проект ещё одного вокзала на Самаро-Златоустовской железной дороге — оренбургского[3].

В 1878—1881 годах был главным редактором журнала «Зодчий». Написал несколько книг по теории архитектуры. В первой половине 1870-х по частям выходил труд «Строительная технология и архитектура гражданских зданий». Самая известная его работа — «Иллюстрированное урочное положение», справочник для архитектора. Его издание было закончено в 1906 году, уже после смерти автора. С тех пор «Иллюстрированное урочное положение» неоднократно переиздавалось.

Самый известный проект графа Рошфора — Беловежский дворец, императорская охотничья резиденция, которая строилась в 1889—1894 годах. Среди прочего во дворце была устроена ванная комната с бассейном, которая в 1896 году была воспроизведена в Александровском дворце для Николая II. В 1895 году перестраивал Ксенинский дворец. Эти работы графа Рошфора считаются первыми образцами русского модерна.

Скончался 4 [17] февраля 1905 года в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.