Древлеправославная старообрядческая церковь Румынии


Древлепра́вославная старообря́дческая це́рковь Румы́нии[1] (Правосла́вная старообря́дческая Це́рковь в Румы́нии, рум. Biserica Ortodoxă de Rit Vechi din România, до 2012 года — Ру́сская правосла́вная старообря́дческая це́рковь в Румы́нии, рум. Biserica Ortodoxă Rusă de Rit Vechi din România, также Белокрини́цкая митропо́лия) — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из староверов поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской православной старообрядческой церкви. Современная иерархия РПСЦ(Р) возникла в 1846 году, когда было установлено епископское возглавление церковной иерархии. Центр изначально находился в селе Белой Кринице на Буковине, бывшей в составе Австрийской империи. С 1944 года центр находится в городе Брэила.

Позиционирует себя как всемирный центр старообрядцев-поповцев, как «Мать Церковь» для РПСЦ, что не признается последней, но не мешает взаимным контактам[1], но 24 октября 2023 года Освящённый собор этой церкви постановил «Прекратить полное молитвенное общение с Русской Православной старообрядческой Церкви, Московской Митрополии на неопределенное время»[2].

В царствование Николая I положение старообрядчества изменилось в худшую сторону: правительством были приняты меры по искоренению бегствующего старообрядческого священства. В ответ на гонения в старообрядческой среде родилась идея учреждения старообрядческой епископской кафедры за пределами России[3].

В 1846 году находившийся в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница, относилось к Австрийской империи бывший Босно-Сараевский митрополит грек Амвросий (Папагеоргопулос) (1791—1863; 12 сентября 1840 года был отозван[4] в Константинополь Патриархом Анфимом IV ввиду опасений, вызванных жалобой митрополита на притеснения населения от местных турецких чиновников; ранее, в том же году, он поддержал восстание боснийцев против оттоманского правителя в Сараево) в обмен на назначенное ему содержание согласился присоединиться к старообрядчеству по второму чину (чрез «перемазание») и совершил ряд хиротоний для беглопоповцев. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопрославленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Некоторые обвиняют Амвросия в единоличном рукоположении епископов, что противоречит букве закона 1-го апостольского правила, но примером совершения и одобрения такого действия в экстремальных обстоятельствах послужили многие святые, в числе которых Свт.Стефан Сурожский, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий[5][6][7][8].