Лебёдка


Лебёдка — механизм, тяговое усилие которого передаётся посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана.

Привод лебёдки может быть ручным (ручная лебёдка, кабестан), электрическим (электрическая лебёдка), от двигателя внутреннего сгорания, паровой машины. Лебёдка предназначается, в основном, для подъёма груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали (турачка, шпиль, брашпиль). Обычная лебёдка с электроприводом состоит из электродвигателя, редуктора, барабана, рамы, тормозной системы. В случае необходимости, некоторые лебёдки сочетают с полиспастом. В зависимости от исполнения лебёдки можно подразделить: по типу тягового органа — на канатные и цепные; по типу установки — на неподвижные (закреплённые на полу, стене, потолке) и передвижные (на тележках, передвигающихся по полу или по подвесным путям); по числу барабанов — на одно-, двух- и многобарабанные лебёдки; по типу барабана — на нарезные, гладкие и фрикционные. Грузовые лебёдки используются в подъёмных кранах и канатных экскаваторах.

Автоматическая буксирная лебёдка используется на морских буксирных судах и ледоколах для травления, выбирания, удержания и хранения буксирного троса.

Автоматическая швартовная лебёдка — элемент швартовного устройства. При отклонении нагрузки от установленной такая лебёдка подбирает или протравливает трос. При вытравливании всего троса лебёдка подаёт сигнал.

Автомобильная лебёдка — механизм, закреплённый на автомобиле и предназначенный для его перемещения путём наматывания троса, свободный конец которого зацеплен за неподвижный предмет — хорошо закреплённый или значительно большей массы.

Гидравлическая натяжная машина (кабельная гидравлическая лебёдка) предназначена для протягивания силового кабеля в траншеях или через трубы. Представляет собой машину, оснащённую дизельным двигателем, гидравлической системой и рабочими колёсами (кабестанами), через которые пропускается лидер-трос.