Садовников, Василий Семёнович


Васи́лий Семёнович Садо́вников (16 [28] декабря 1800, Санкт-Петербург — 26 февраля [10 марта1879, там же) — русский рисовальщик и акварелист.

Брат архитектора П. С. Садовникова (17961877). Самоучка из крепостных крестьян, принадлежал княгине Н. П. Голицыной — прообразу старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Вольную получил в 1838, после смерти княгини, уже будучи весьма известным художником. По некоторым данным, в Академии художеств всё-таки не учился, но звание свободного неклассного художника получил в том же 1838 году[1]. Самоучка, «занимался перспективной живописью сам собою».

Мастерство акварелиста приобрел, раскрашивая чужие гравюры и литографии. Позднее, в Академии художеств, ученик М. Н. Воробьёва. С 1852 года академик Императорской Академии художеств.

По поручениям императоров Николая I и Александра II выполнил множество видов Зимнего дворца с происходившими перед ним парадами и смотрами, зал этого дворца, а также загородных дворцов с их парками. Много работал для «Памятной книжки», издаваемой Главным Штабом; рисовал на камне для издателей литографии. Он был мастером точного в деталях городского пейзажа и изображения архитектурных интерьеров. Выполнил множество видов Санкт-Петербурга, Москвы, Ревеля, Вильны, Гельсингфорса, Новгорода, Тамбова.

Его серия литографий, изображающих обе стороны Невского проспекта от Адмиралтейской площади до Аничкова моста, известна как «Панорама Невского проспекта» (1830—1835). Эта работа была заказана художнику известным издателем и меценатом А. М. Прево. Садовников по рисункам с натуры написал акварелью изображения зданий, дополнил их «характерными типами» — прохожими, разносчиками. Акварели, отпечатанные с литографских камней в тридцать листов, склеили в две непрерывные ленты длиной около шестнадцати метров каждая, изображающие все здания по обеим сторонам Невского проспекта. Панораму рассматривали, постепенно разворачивая рулоны с изображениями[2].

Оригиналы акварельной панорамы Садовникова (сохранилась одна пятая часть) находятся в Российской национальной библиотеке, литографированная панорама — в научно-исследовательской библиотеке Академии художеств в Санкт-Петербурге. Первое факсимильное издание нашего времени было осуществлено издательством « Аврора» в 1974 году [3][4].