Садыхджан


Садыхджан (азерб. Sadıqcan, наст. имя Садых Мирза Асад оглы[1], азерб. Sadıq Mirzə Əsəd oğlu; 1846[2], Шуша1902, там же) — азербайджанский народный музыкант[1][2], тарист, создатель азербайджанского (также называемого обновлённым) тара.

Садыхджан является одним из известных азербайджанских исполнителей на таре. Усовершенствовав тар, Садыхджан расширил возможности виртуозной игры на этом инструменте[2]. Он увеличил число струн с 5 до 13, провёл дополнительные изменения в корпусе инструмента, а также полностью изменил систему ладков на шейке тара, уменьшив их количество с 27-28 до 22.Перейти к разделу «#Создание азербайджанского тара»

Садыхджан внёс значительные новшества и в азербайджанский мугам, усовершенствовав мугамы «Сегях» и «Мирза Гусейн Сегях», и, улучшив мугам «Махур». Появление же в азербайджанской музыке таких мугамов как «Махур-хинди», «Орта Махур», «Забул Сегах», «Харидж Сегах», «Мирза Гусейн Сегахы», «Етим Сегах», «Чобан Баяты» связано с творчеством Садыхджана и азербайджанским таром.Перейти к разделу «#Вклад в азербайджанскую музыку»

В 90-х годах XIX века под руководством Садыхджана в Шуше был создан ансамбль, в состав которого входили известные певцы и музыканты того времени. Среди учеников тариста были такие известные музыканты, как Курбан Примов, Мешади Зейнал, Арсен Ярамышев, Марди Джанибеков, Гамид Малыбейли, Татевос Артюнян, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов и др.

Садых Мирза Асад оглы родился в семье сторожа в городе Шуша, согласно большинству источников, в 1846 году[2][3][4][5][6] (по другим данным — в 1842[1][7]). Дом, в котором родился музыкант, был одноэтажным и состоял из двух комнат. Позже, когда к нему приходит известность, Мирза Садых построил на одной из лучших улиц Шуши трёхэтажный дом и сам в течение нескольких дней в качестве рабочего принимал участие в его постройке[8].