Азербайджанское искусство игры на таре


Азербайджанское искусство игры на таре (азерб. Azərbaycan tar ifaçılıq sənəti) — азербайджанское искусство исполнения музыки на таре, щипковом струнном музыкальном инструменте с длинной шейкой. Исполнительство на таре, а также искусство его изготовления развито по всей территории Азербайджана[1]. Навыки, связанные с этой традицией играют значительную роль в формировании культурной идентичности азербайджанцев[1]. Тар используется при исполнении народной музыки на свадьбах, праздниках и концертах. Этот музыкальный инструмент используется в основном в качестве ведущего инструмента в составе мугамного трио. Является главным инструментом азербайджанских народных фольклорных оркестров и ансамблей. Тар считается музыкальным символом Азербайджана[2]. Азербайджанское искусство игры на таре и мастерство его изготовления включено в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[1].

В 70-е годы XIX века тар был реконструирован музыкантом и композитором Мирзой Садыхом Асад оглы. Реконструированный тар, позже названный «азербайджанским таром», получил на территории Азербайджана наибольшее распространение, начиная с последней четверти XIX века. Подобный тар за короткое время получил широкое распространение по всему Кавказу, в Турции и Центральной Азии.

Тар состоит из трёх основных частей: корпуса (азерб. çanaq — чанаг), грифа и головки (азерб. kəllə — кэллэ), а также распорки (азерб. iç qol — ич гол), приклада (азерб. küp — куп), шейки (азерб. qol — гол), колки (азерб. aşıx — ашых), порожки (азерб. pərdə — пэрдэ), подставки (струнодержатели) (азерб. xərək — хэрэк) и струн (азерб. sim — сим). Общая длина инструмента — 855 мм (часто варьирует в пределах 830—890 мм)[3], высота корпуса — 165 мм, ширина — 185 мм.

На гриф тара навязывается 22 лада (это число соответствует звуковой высоте, характерной для азербайджанской музыки)[3]. На корпус инструмента натягивается плёнка из бычьего сердца и 11 металлических струн разного диаметра. Звук на таре извлекается при помощи небольшого плектра (мизраба), который изготавливается из кости или эбонита[4].

Корпус тара играет роль резонатора. Он удлинённый и выпуклый с выемками по бокам. Сам корпус состоит из двух неравных половин — большой и малой чаш. Зону перехода от большой чаши к малой мастера называют «пупок»[3]. Сверху корпус напоминает цифру 8[1].

Шейка тара длинная, с верхней лицевой стороны плоская, а с нижней — округлая. В верхнем направлении шейка постепенно сужается. Это сделано для того, чтобы облегчить движение левой руки во время игры[3].