Сайд-скроллер


Сайд-скроллер (англ. side-scroller, side-scrolling game) — компьютерная игра, в которой игрок наблюдает за игровым процессом посредством расположенной сбоку виртуальной камеры, причем находящиеся на экране персонажи в целом могут перемещаться только влево или вправо. Эти игры используют технологию скроллинга компьютерных дисплеев. Переход от игр с одним игровым экраном или резкой сменой игровых экранов (англ. flip-screen graphics) к играм, графика которых основана на скроллинге, произошел в течение золотого века аркадных игр и третьего поколения игровых приставок. Этот переход стал настолько же революционным в геймдизайне как и более поздний переход к трёхмерной графике в течение пятого поколения игровых приставок[1]. Впоследствии именно игры с трехмерной графикой вытесняли с рынка сайд-скроллеры, тем не менее сайд-скроллеры продолжают выпускаться, в частности для портативных устройств или для распространения посредством цифровой дистрибуции[источник не указан 1908 дней].

В апреле 1977 года Sega выпускает аркадный шутер Bomber[2]. Прорывной стала игра Defender (относительно года выпуска — 1980-й или 1981-й — ведутся споры), выпущенная компанией Williams Electronics. Прорывом стало то, что игровой мир был расширен за пределы единственного статичного игрового экрана. В Defender имеется мини-карта, также называемая радаром, которая также встречается в играх Battlezone и Rally-X, выпущенных в 1980 году.

Первым сайд-скроллером с многочисленными и обособленными уровнями стала игра Scramble 1981 года[3]. В техническом плане в сайд-скроллеры была привнесена технология параллакс-скроллинга, придающая иллюзию глубины графике. Фоновые изображения помещаются на разные слои, которые перемещаются с разной скоростью таким образом, чтобы предметы, находящиеся дальше от виртуальной камеры, перемещались с меньшей скоростью, чем предметы, находящиеся к ней ближе. Зачастую первой игрой, представившей эту технологию, называют Moon Patrol, вышедшую в 1982 году[4]. Однако, игра Jungle Hunt от Taito, также использующая параллакс-скроллинг, вышла в том же году.

Игра Hover Attack для компьютеров Sharp X1, вышедшая в 1984 году, стала первым шутером вида «беги и стреляй», которая не только обладала свободным скроллингом, но и позволяла вести стрельбу по диагонали, а не только прямо вперед. В 1985 году вышла игра Thexder, ставшая прорывом в жанре шутеров-платформеров[5].