Лэнгли, Сэмюэл Пирпонт


Сэмюэл Пирпонт Лэнгли (Ле́нгли[3][4] англ. Samuel Pierpont Langley; 22 августа 1834, Роксбури, Массачусетс — 27 февраля 1906, Айкен, Южная Каролина) — американский астроном, физик, изобретатель болометра и пионер авиации.

Член Национальной академии наук США (1876)[5], иностранный член Лондонского королевского общества (1895)[6], член-корреспондент Парижской академии наук (1888)[7].

Окончил Бостонскую латинскую школу, был ассистентом в Обсерватории колледжа Гарварда, затем преподавал математику в Военно-морской академии США. В 1867 стал директором Обсерватории Аллегейни и профессором астрономии Западного Университета Пенсильвании, сегодня известного как Университет Питтсбурга, занимал этот пост до 1891 года, даже в то время, когда он уже стал третьим Секретарём Смитсоновского института в 1887. Лэнгли был основателем Смитсоновской астрофизической лаборатории.

В 1886 Лэнгли получил медаль Генри Дрейпера от Национальной академии наук за исследования в области физики солнца. Его публикация 1890 года о наблюдениях в инфракрасном спектре в Обсерватории Аллегейни в Питтсбурге совместно с Ф. Вери использовалась С. Аррениусом для первых расчётов парникового эффекта.

Лэнгли вёл работу по созданию первого летательного аппарата тяжелее воздуха. Его модели летали, однако две его попытки совершить пилотируемый полёт окончились неудачно. Лэнгли начал экспериментировать с моделями самолётов с резиномотором и планёрами в 1887 году. Он построил «крутящуюся руку» (функциональный аналог аэродинамической трубы) и крупные летательные машины с небольшими паровыми двигателями.

Первый успех пришёл к нему 6 мая 1896, когда его непилотируемая Модель № 5 летела почти километр после запуска катапультой с лодки на реке Потомак. Несмотря на то, что этот полёт был неуправляемым (а это важный момент для развития авиации), историки авиации полагают, что это был первый в мире уверенный полёт оснащённого двигателем аппарата тяжелее воздуха. 11 ноября того же года его Модель № 6 пролетела более 1,5 километра. Эти полёты были стабильными и подъёмная сила была достаточной для полёта такого аппарата. В 1898 году, благодаря успехам своих экспериментов, Лэнгли получил грант вооружённых сил США в сумме 50 000 долл и 20 000 долл от Смитсоновского института на разработку пилотируемого самолёта, который он назвал «Аэродром» (от двух греческих слов, в переводе означающих «воздушный бегун»). Лэнгли принял на работу Чарльза М. Мэнли (1876—1927) в качестве инженера и лётчика-испытателя. Когда Лэнгли узнал от своего друга Октава Шанюта о успешных полётах планёра братьев Райт 1902 года, он предпринял попытку встретиться с ними, но они вежливо отказали ему.