Сант мат


Сант мат (хинди संत मत) — средневековое гностическое, монотеистическое, мистическое, эзотерическое и дуалистическое религиозное движение бхакти индийского типа, появившееся в северной части Индийского субконтинента в XIII веке. Санты придерживались эгалитарных взглядов, выступая против качественных различий индийской кастовой системы и против проведения различий между индусами и мусульманами[1]. Другое название этого учения - Сурат-шабд-йога или йога внутреннего Света и Звука.

Сантов можно разделить на две основные группы: северную группу из региона Пенджаба, Раджастхана и Уттар-Прадеш, которые использовали язык хинди (брадж) для религиозного выражения, и на южную группу, чьим языком был маратхи (представленную Намдевом и другими сантами Махараштры)[1]. Основателем движения является Кабир, а ключевым текстом Анураг Сагар. Наиболее известными сантами были Намдев, Сант Кабир, Равидас, Гуру Нанак, Мирабай, Гуру Ангад, Сурдас, Гуру Амар Дас, Гуру Рам Дас, Даду Даял, Гуру Арджан Дэв, Тулсидас, Гуру Хар Гобинд, Тукарам, Гуру Хар Рай, Гуру Хар Кришан, Гуру Тегх Бахадур, Гуру Гобинд Сингх, Сант Ратнагар Рао Джи, Сант Тулси Сахиб, Свами Джи Махараджи, Баба Джаймал Сингх, Баба Саван Сингх, Сант Кирпал Сингх, Сант Тхакар Сингх и Сант Балджит Сингх.

В буквальном переводе сант мат означает «путь святых», «путь истины» или «правильный путь». Термин сант происходит от санскритского слова сат (санскр. सद) имеющего несколько значений («истинный», «реальный», «честный», «правильный»). Корневое значение слова — «осознавший истину» или «постигший высшую реальность». Термин «сант» приобрёл общее значение «добродетельный человек», но в основном используется по отношению к поэтам-сантам средневековой Индии[2].

Взгляды сантов и их социально-религиозные отношения были основаны на принципах бхакти (любовной преданности Богу), в том виде, в каком те были описаны за тысячелетия до этого в «Бхагавад-гите»[3]. Движение Сант мат не было однородным. Различные его течения и учителя имели общие обычаи как друг с другом, так и с традициями, которым они противостояли. Санты скорее были группой разнообразных духовных личностей, чем определённой религиозной традицией, хотя все они признавали общность своих духовных корней[4].

В движении Сант мат не было сектантских границ и ему были чужды брахманские концепции каст и богослужений. Поэты-санты сочиняли свою поэзию на местных языках, обращаясь к простому народу на хинди и маратхи. Они говорили о спасительной силе «Святого имени» и отвергали религиозные ритуалы как не имеющие значения. Санты проповедовали идею, что истиной религией было предание Богу «обитающему в сердце»[3] В традиции Сант мата также говорилось о необходимости принятия живущего духовного учителя, которого называют уважительным титулом Сатгуру, или «совершенный учитель»[5].