Сарторио, Джулио Аристид


Джулио Аристид Сарторио (итал. Giulio Aristide Sartorio, 11 февраля 1860, Рим — 3 октября 1932, Рим) — итальянский живописец, скульптор, график, художественный критик, эссеист, фотограф и кинорежиссёр. Был близок художникам новеченто и символистам, поддерживал идеи Национальной фашистской партии.

Потомственный художник. Живописью и скульптурой занимались его отец Рафаэль и дед Джироламо. Джулио Аристид учился рисунку и живописи самостоятельно: копировал фрески, мозаики, картины, рисовал статуи в римских музеях. Затем стал работать для других художников, которые брали его произведения и ставили на них свою подпись. Успешно подражал Мариано Фортуни. Эта деятельность была настолько успешной, что Сарторио уже с девятнадцати лет имел собственную студию в Риме на Виа Боргоньона.

Ещё в юности Сарторио подружился с поэтом и драматургом Габриеле Д’Аннунцио, примкнувшим к фашистской партии. В круг общения Сарторио входил поэт Джозуэ Кардуччи (лауреат Нобелевской премии по литературе 1906 года. В 1886 году Джулио Сарторио проиллюстрировал роман Д’Аннунцио «Изотта Гуттадауро» (Isotta Guttadauro), в котором проявилась его приверженность поэтике английских прерафаэлитов: Уильяма Холмана Ханта, Джона Эверетта Милле и Форда Мэдокса Брауна. В 1889 году он отправился в Париж и в том же году получил золотую медаль за живопись на Всемирной выставке.

Его вкус формировался под влиянием поисков в декоративном искусстве «стиля либерти» (итальянского модерна). Он писал пейзажи, в духе времени занимался литографией и фотографией. В 1886 году в Риме Джулио Сарторио и Нино (Джованни) Коста организовали группу «In arte libertas» (В свободе искусства) с целью противодействовать рутине академического искусства и перейти к более свободному изображению природы.

В 1895—1899 годах Сарторио жил и работал в Германии, был профессором живописи Веймарской академии. Познакомился с творчеством Фридриха Ницше и живописью немецких символистов. Позднее преподавал в Римской академии изящных искусств.

Для центрального зала Международной выставки «Искусство и культура» в Милане 1906 года Сарторио создал большой фриз, иллюстрирующий «Поэму человеческой жизни». Он состоит из четырнадцати сцен с почти монохромными фигурами, написанными на 240 квадратных метрах всего за девять месяцев. Сложная иконография, созданная художником, разделена на четыре основные темы: Свет, Тьма, Любовь, Смерть. Драматическое противоборство начал бытия символизируют фигуры Эроса и Гимероса, плодотворной и разрушающей любви. Во многих произведениях Сарторио стремился совместить интерес к античному наследию Рима и увлечение античным искусством с новыми веяниями искусства символизма и модерна рубежа XIX—XX веков.