Святая Елизавета (гекбот)


«Святая Елизавета»гекбот Каспийской флотилии Российской империи, участник Персидского похода 1722—1723 годов, один из гекботов типа «Астрахань».

Парусный трёхмачтовый гекбот с деревянным корпусом, один из 41 гекбота типа «Астрахань»[комм. 1], строившийся в Казани и Нижнем Новгороде с 1722 по 1727 год. Длина судна составляла 30,48—30,5 метра[комм. 2], а ширина 8,2—8,23 метра[комм. 3][3][4][5][6]. Для тридцати гекботов, спущенных в 1723 году, все канаты и якоря изготавливались в Нижнем Новгороде, а мачты, реи, блоки и паруса в Казани, для чего 19 (30) октября 1722 года в Нижний Новгород и Казань были направлены мастера необходимых квалификаций[7].

Губернатор Астраханской губернии А. П. Волынский так писал Петру I об увиденных им в 1723 году 30 гекботах этого типа: «Все гекботы так хороши, власно как бы фрегаты... все лучше того на котором изволили прошлаго года ходить Ваше Величество»[6].

Гекбот «Святая Елизавета» был заложен на стапеле Казанского адмиралтейства в декабре 1722 года, после спуска на воду 11 (22) мая 1723 года вошёл в состав Каспийской флотилии России[1][8][9].

В кампанию 1730 года[комм. 4] находясь под командованием мичмана Ильи Опочинина[комм. 5] разбился на зинзилийском рейде[1][6][10]. По результату судебного разбирательства командир гекбота был признан виновным «въ нерегульномъ управленіи гекботомъ, хотя то учинилъ и не изъ лѣности или недосмотрѣнія, но точію отъ незнанія» и был разжалован на полгода в матросы[11].