Сегедская идея


«Сегедская идея» (венг. Szegedi gondolat) — политическая доктрина венгерских ультраправых межвоенного периода. Название получила от города Сегед — военно-политического центра «белого» лагеря венгерской гражданской войны 1919 года. Являлась концептуальной основой Венгерской ассоциации национальной обороны. Включала антикоммунистические и антикапиталистические элементы, развилась в идеологию венгерского национал-социализма.

«Сегедская идея» возникла как объединяющая доктрина антикоммунистического «белого движения», сгруппированного вокруг Миклоша Хорти в Сегеде 1919. Сегедисты были убеждены, что в Первой мировой войне венгерская армия получила «удар в спину от национальных предателей» — прежде всего коммунистов, марксистов и евреев. Гражданская война против Советской республики велась под лозунгами венгерского национал-патриотизма.

Сегедисты также проповедовали Третий путь — альтернативный коммунизму и капитализму — в социально-экономической политике (требование земельной реформы, раздела крупных магнатских владений, конфискации банковских активов, выступали за корпоративное устройство промышленности). Важное место в доктрине занимали сильное авторитарное государство и реваншистская экспансия во всех геополитических направлениях (австрийском, балканском, чехословацком, румынском). Венгерские националисты категорически отказывались признавать Трианонский договор, выступали с позиций реваншизма, планировали возвращение утраченных территорий, дальнейшую экспансию и «мадьяризацию».

Организационной структурой сегедизма выступала Венгерская ассоциация национальной обороны (MOVE). Лидером являлся Дьюла Гёмбёш[1]. Видными фигурами движения были Пал Пронаи, Ласло Эндре, Миклош Козма, Дьюла Остенбург-Моравек, ряд других офицеров. Все они принимали участие самое активное участие в антикоммунистической гражданской войне.

После победы в войне сегедисты формулировали концепцию, соединяющую муссолиниевский корпоративизм и расовые принципы, близкие к гитлеризму. Отличительной чертой Сегедской идеи была ставка на насилие как универсальный метод решения общественных проблем.

Насилие есть приемлемый метод управления государством. Оно позволяет направлять ход истории в интересах не узкой клики, а всей нации.
Дьюла Гёмбёш[2]