Приморская Петербург-Сестрорецкая железная дорога


Приморская Петербург-Сестрорецкая железная дорога — частная железная дорога стандартной шириной колеи на северо-западе Российской империи, построенная в 1871—1900 годы. Соединяла Петербург с курортами, расположенными на северном побережье Финского залива в пределах России. В настоящее время в составе Октябрьской железной дороги, часть Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

По окончании в 1870 году строительства железной дороги Петербург — Рийхимяки стала актуальной необходимость подключения к железнодорожной сети Сестрорецкого оружейного завода. По заказу Военного министерства было сооружено ответвление от станции Белоостров до Сестрорецка, движение по которому открылось 2 ноября 1871 года. Путь начинался за железнодорожным мостом через реку Сестру и шел вдоль неё, не пересекая, до Сестрорецка.

Первый год эксплуатации показал убыточность дороги. Предполагалось законсервировать линию. Этого не произошло благодаря предложению, поступившему от Морица фон Дезена и Михаила Ивановича Миллера, по которому Сестрорецкая ветвь приобреталась у Финляндской железной дороги с последующей организацией пассажирского сообщения. Планировалось также строительство новой морской пристани в 3 верстах от Сестрорецка, на берегу Сестрорецкой губы, а также дополнительной ветви к Тарховской косе, где существовала пристань.

В январе 1873 года было учреждено «Общество Сестрорецкой железной дороги»[1], которое вступило во владение ветвью 19 апреля 1875 год. Подвижной состав был арендован у Финляндской железной дороги. В гавани, получившей название «Гавань Миллера»[en], из валунов была отсыпана 50-метровая дамба, по которой проложили железнодорожную ветку к причалу. До дамбы путь проходил по самому пляжу[2]. На этой ветке инженер Ф. А. Пироцкий в 1876 году проводил опыты с электричеством.

На линии действовало четыре пары пассажирских поездов. Объём заводских перевозок оказался очень невелик из-за конфликтной тарифной политики со стороны Финляндской железной дороги. Возведённая пристань бездействовала. Большинство из намеченных планов так и не было осуществлено. В середине 1880-х годов Общество Сестрорецкой железной дороги окончательно разорилось, и с 1 января 1886 года дорога была закрыта для движения.

В конце 1889 года было создано «Акционерное общество Приморской Петербурго-Сестрорецкой железной дороги», председателем правления которого стал П. А. Авенариус. Изначально предполагалось построить конно-железную дорогу между Санкт-Петербургом и Сестрорецком. 11 февраля 1892 года были утверждены новые условия постройки и эксплуатации Приморской железной дороги, согласно которым была разрешена эксплуатация железной дороги с возможным применением паровой тяги, с установленным сроком строительства в 3 года.


Гавань Миллера
Схема Приморской СПб Сестрорецкой ж.д. (1903)