Симметричные лады


Симметричные лады в музыке — лады модального типа (см. Модальность), звукоряд которых образуется делением равномерно темперированной (12-полутоновой) октавы на одинаковые интервалы или их комбинации («ячейки»).

Определение «симметричный» обозначает (только в данном контексте) специфическое свойство ладовых звукорядов — возобновляемость ячеек в структуре, например, блок триполутон+полутон «симметрично» заполняет октаву: 3+1 | 3+1 | 3+1[1]. Обобщённый термин «симметричные лады», предложенный Ю.Н. Холоповым в 1970-х гг., используется только в русском музыкознании; в Европе и США ему близок термин «лады ограниченной транспозиции» (фр. modes à transposition limitée), предложенный О. Мессианом. В учении о гармонии Холопова одиннадцать симметричных ладов[2], у Мессиана их семь[3].

Чаще других в академической музыке встречаются целотоновый, или увеличенный, лад, имеющий структуру 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2, и уменьшённый лад со структурой 1+2 | 1+2 | 1+2 | 1+2 либо 2+1 | 2+1 | 2+1 | 2+1. Звукоряд уменьшённого лада известен также под названием «гамма Римского-Корсакова», в англоязычной традиции — «октатоника» (англ. octatonic scale)[4].

Искусственность структуры звукорядов, с одной стороны, придаёт симметричным ладам экзотическое звучание (отсюда ограничение их этоса областью «сказочности», «инфернальности», метафизического «вечного сияния» и т.п.[5]), с другой стороны, сильно ограничивает или даже делает невозможным модуляционное развитие и ведёт к ладовой статике. По этой причине какой-либо один избранный симметричный лад (за вычетом гемитоники, которую чаще считают интервальной системой, но не «ладом») не используется как единственный принцип звуковысотной организации целого. Чаще всего симметричные лады внедряются в гармонию конкретного музыкального произведения как модализмы, либо (в XX в.) комбинируются друг с другом и с другими техниками композиции. Примером может служить сцена боя Руслана с Черномором («Руслан и Людмила» Глинки, № 21), написанная в целом в рамках мажорно-минорной тональности (гармонии, характеризующей Руслана), с разнообразными и изобретательными вкраплениями увеличенного лада (гармонии, характеризующей Черномора).