Синтай (синтоизм)


Синтай (яп. 神体) или го-синтай (яп. 御神体) — объекты, расположенные в синтоистских храмах или поблизости от них и почитаемые как вместилище духа ками. Слово «синтай» обозначает «тело ками». Используемые в дзиндзя синто синтай могут также именоваться митамасиро (яп. 御霊代)[1].

Несмотря на значение термина, синтай не являются частью ками. Скорее, они являются временным вместилищем, делающим ками доступным для поклонения человеческих существ[2]. Понятие синтай близко к понятию ёрисиро — объектов, способных притягивать к себе ками.

Наиболее известными синтай являются созданные человеком объекты, такие как зеркала, мечи, драгоценности магатама, используемые в религиозных церемониях жезлы гохэй и скульптуры ками, называемые синдзо (яп. 神像). Также синтай могут быть и природные объекты, такие как камни, горы, деревья и водопады[1]. В прошлом синтай могли стать даже статуи буддистских божеств. Однако данная практика прекратилась в 1856 году, когда в результате действия синбуцу бунри ками и Будды были законодательно разделены между собой.

Известные синтай включают в себя зеркало Аматэрасу Ята-но-Кагами, входящее в императорские регалии, горы Мива и Нантай, водопад Нати и скалы Мэото Ива. Рассматриваемые как синтай горы могут также именоваться синтайдзан (яп. 神体山) — «горы синтай»[3]. Самым известным синтай без сомнений является гора Фудзи[4]. Синтай могут быть и люди. Так, живыми синтай считаются лучшие борцы сумо, ёкодзуна. Поэтому они опоясываются верёвкой симэнава, призванной защитить святые объекты от злых духов. Также живым синтай может стать синтоистский священник каннуси, когда в ходе религиозной церемонии в его тело войдёт ками.

Синтай являются необходимым элементом для закладки нового храма. При этом может использоваться как уже существующий природный синтай, так и синтай, созданный специально для создания храма. Примером естественного синтай может служить водопад Нати, почитаемый в святилище Хирю. Считается, что в водопаде живёт ками Хирю Гондэн[5]. Примером создания рукотворного синтай могут быть церемонии бунрэй и кандзё. В ходе этих ритуалов дух ками, называемый митама, разделяется надвое, и одна из его частей помещается в ёрисиро. Таким образом может быть создана целая сеть храмов, в каждом из которых живёт один и тот же ками.