Сиротство в России


Сиро́тство в Росси́и — социальное явление российского общества, характеризующееся наличием детей, временно или постоянно лишённых семейного окружения. Причинами сиротства могут послужить смерть двух или единственного родителей, отказ от ребёнка, лишение родительских прав вследствие отсутствия заботы о ребёнке с их стороны[1].

Согласно данным 2018 года, в Федеральном банке данных (ФБД) в России было зарегистрировано 47,8 тысяч людей[2]. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет (с учетом устроенных в семьи) по состоянию на 2018 год составляло 481 284 ребëнка[3].

В Древней Руси существовало два основных вида помощи детям, оставшимся без родителей. Чаще всего их принимали в семью пожилые члены родовой общины для помощи по хозяйству. Принятый в семью ребёнок должен был помогать по дому и чтить новых родителей. Подобная практика получила название «приймачество» или усыновление. Существовал также общинный вид помощи, когда ребёнок переходил из одного дома к другому на кормление. Такие дети носили название «годованцы» или «выхованцы»[4].

Зарождение социальной помощи или призрения детей на Руси продолжило развиваться с принятием христианства в 988 году и развитием родоплеменных отношений. Первый изданный свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда» содержал упоминания об осиротевших детях. В то время их опекуном мог быть назначен как ближайший родственник, так и посторонний человек. В таком случае опекуну передавалось в пользование движимое и недвижимое имущество осиротевшего ребёнка[5][4].

До XII века благотворительность по отношению к детям-сиротам во многом зависела от личности правящих князей, однако уже с середины века начинают развиваться монастырско-церковные формы призрения. Так, великий князь Владимир Мономах издал указ, согласно которому многие монастыри и крупные храмы организовали приюты или богадельни для воспитания оставшихся без родителей детей[4].

Также в XII—XIII веках в обществе возрастает чувство ответственности за сирот. В это время при скудельницах — общих могилах для людей, странников, нищих, инородцев и умерших от эпидемии, — стали образовываться «убогие дома» или жильё для людей, оставшихся без крова. Тогда детей, оставшихся без родителей, кормила община. В этот период сложились такие пословицы, как «с миру по нитке, а бедному сироте сорочка», «живой не без места, а мёртвый — не без могилы»[4].