Родовая община


Родова́я общи́на, кровноро́дственная общи́на — форма социальной организации (община рода), где люди связаны коллективными защитой, заботами, трудом и потреблением и так далее, на основе кровного родства[1][2].

Родовая община это первая форма общественной организации людей, где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях дальним родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство. Кроме того, это был союз, основанный на коллективных защите, заботе, труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда и охотничью территорию и предположительно был основан по принципу социального равноправия.

Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.

Родовая организация[4] — один из важнейших механизмов поддержания первобытного коллективизма. В советской антропологии существует несколько схем описания её таксономичных уровней (линий родовых структур): Р. — малый Р. — патри/матри/амбилиния; Р., или клан, — линидж; группа Р., или надрод, — Р. — подразделения Р. — ядро домохозяйства, или большой семьи (Д. А. Ольдерогге); клан — сиб, или субклан, — Р., или матри/патрилиния, линидж (Н. А. Бутинов). Локализованная ступень родовой организации — собственно Р. — обладает наибольшей целостностью. В зарубежной социальной антропологии Р. обозначается как генс (лат. gens) или клан.