Скальные церкви Лалибэлы


Скальные храмы в Лалибэле — средневековые монолитные храмы[англ.], вырезанные в скалах в городе Лалибэла (Эфиопия). Хотя храмы точно не датированы, считается, что большинство из них было возведено в период правления Лалибэлы, а именно — в течение XII—XIII веков[1].

Храмы представляют собой значительное достижение инженерной мысли, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими храмами), использующей артезианскую геологическую систему, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город[2].

Ещё дальше находятся монастырь Ашетан Марьям и церковь Йемреханы Крестоса[англ.] (возможно, XI века, построенная в аксумском стиле, но в пещере).

По вопросу о времени постройки некоторых храмов есть разные мнения. Дэвид Бакстон (David Buxton) установил общепризнанную хронологию, отметив, что «две из них следуют, с большой точностью в деталях, традиции, представленной Дэбре-Дамо, с изменениями в Йемрехана Крестос[4]. Поскольку на высечение этих сооружений в теле скалы должно было уйти больше времени, чем несколько десятилетий правления царя Лалибэлы, Бакстон предположил, что работы продолжались и в XIV веке[5]. Однако Дэвид Филлипсон (David Phillipson), преподаватель африканской археологии в Кембриджском университете, высказал предположение, что храмы Меркориос, Габриэль-Руфаэль и Данагель были первоначально высечены в скале на пятьсот лет раньше в качестве укреплений или других дворцовых сооружений в дни заката Аксумского царства, и что имя Лалибэлы просто стало связываться с ними уже после его смерти[6]. С другой стороны, местный историк Гетачеу Мэконнен (Getachew Mekonnen) приписывает царице Маскаль Кибра (Masqal Kibra), супруге Лалибэлы, сооружение одной из высеченных в скале церквей (Абба Либанос) в качестве мемориала её супругу после его смерти[7].

В противовес теориям, отстаиваемым авторами типа Грэма Хэнкока, величественные высеченные в скале храмы Лалибэлы не были построены с помощью тамплиеров — имеется множество доказательств того, что они были сооружены исключительно средневековой эфиопской цивилизацией. К примеру, хотя Бакстон отмечает наличие традиции, утверждающей, что «Абиссинцы обратились к помощи иностранцев» для строительства этих монолитных церквей, и признаёт, что «некоторые декоративные детали носят явные признаки коптского влияния», он твёрдо убеждён в местном происхождении этих творений: «Но значительным фактом остаётся то, что скальные храмы продолжают следовать стилю местных возведённых прототипов, которые сами сохраняют явные доказательства их преимущественно аксумского происхождения[8].