Скофилд, Джон


Джон Ско́филд (англ. John Scofield, род. 26 декабря 1951, Дэйтон, штат Огайо) — американский джазовый гитарист и композитор.

Джон проявлял интерес к музыке с раннего возраста[8]. Скофилд вдохновлялся Чаком Берри, Альбертом Кингом и Би Би Кингом. Начал играть на гитаре в школьные годы в Коннектикуте, в 1970-1973 годах учился в Музыкальном колледже Беркли (не окончил) у вибрафониста Гэри Бёртона и гитариста Мика Гудрика. В 1974 году по рекомендации Гудрика, Джон вошёл в число участников оркестра Джерри Маллигана и Чета Бейкера на концерте в Карнеги Холле. После этого Скофилд стал на два года участником группы Билли Кобэма и Джорджа Дьюка. В 1977 году он записывался с Чарлзом Мингусом, играл с квартетом Бёртона и квинтетом Либмана (Liebman’s Qintet). В импровизациях того времени Скофилд ориентировался на фанк.

В 1977 году сформировал собственный музыкальный ансамбль, в который вошли пианист Ричи Бейрак (Beirach), басист Джордж Мраз (Mraz) и ударник Джо ЛаБарбера (LaBarbera). В таком составе ансамбль успешно гастролировал в Европе и записал первый альбом «John Scofield Live». В 1977 году Скофилд принял участие в записи альбома Rough House пианиста Хэла Гальпера, а затем и альбома Ivory Forest (1980), где он сыграл сольную версию «Monk's Mood» Телониуса Монка[9]. В 1980 году Скофилд создал трио с басистом Стивом Свэллоу (Swallow) и ударником Адамом Нуссбаумом (Nussbaum)[10]. В этом составе он записал три альбома, которые пользовались коммерческим успехом. В 1982 году Скофилд присоединился к Майлсу Дейвису, с которым записал три альбома: Star People, Decoy и You're Under Arrest[11]. В 1982-1985 гг. Скофилд объездил с ансамблем Дейвиса весь Западный мир. После их расставания, Скофилд основал Blue Matter Band, с Деннисом Чемберсом на барабанах, Гэри Грейнджером на басу и Митчелом Форманом, Робертом Арисом и Джимом Бирдом на клавишных. Совместное творчество отразилось в трёх альбомах: Blue Matter, Loud Jazz и Pick Hits Live. Позже Марк Джонсон сформировал Bass Desires с Питером Эрскином и Биллом Фриселлом, куда пригласил и Скофилда. Этот «самый удачный [коллектив] со времён Джона Маклафлина и Карлоса Сантаны»[12] записал два альбома, Bass Desires (1986) и Second Sight (1987).

В начале 1990-х годов Скофилд сформировал квартет, в который вошёл Джо Ловано, с которым он записал несколько альбомов для Blue Note[13]. В 1997 году работал с британским композитором Марком-Энтони Тёрниджем, который участвовал в записях Blood on the Floor: Elegy for Andy и Scorched. На живой премьере Scorched в Старой опере во Франкфурте в сентябре 2002 года Джон Патитуччи и Питер Эрскин выступили с Radio-Symphony-Orchestra Frankfurt и hr-Bigband. Выступление было записано и выпущено Deutsche Grammophon.

На протяжении карьеры Скофилд руководил ансамблями и входил в состав других ансамблей, при этом он показывал владение несколькими джазовыми стилями, включая своеобразную смесь бопа с фанком, блюза и кантри. Играл как на электрогитаре, так и на акустической гитаре.