Сметана, Бедржих


Бедржих Сме́тана[6] (чеш. Bedřich Smetana [ˈbɛdr̝ɪx ˈsmɛtana], при крещении получил имя Фри́дрих (нем. Friedrich); 2 марта 1824, Литомишль, Австрийская империя — 12 мая 1884, Прага, Австро-Венгрия) — чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Родился в семье пивовара Литомишльского замка Франтишка Сметаны и его супруги Барборы Линковой. Рос и воспитывался в немецкоязычной стране, но несмотря на запрет властей, дома говорили только по-чешски, и мальчика обучили грамоте на родном языке. Позднее, во время учёбы в гимназии, на взгляды Бедржиха оказал влияние преподаватель Вацлав Дивок, прививавший гимназистам любовь к национальной культуре. В эти годы среди друзей Сметаны был Карел Гавличек, будущий чешский политик-националист[7].

Франтишек Сметана был скрипачом-любителем, и свои первые уроки музыки Бедржих получил у отца[8]. В четыре года мальчик начал играть на скрипке и фортепиано, в 1830 году в шестилетнем возрасте впервые выступил на публике как пианист (исполнив переложение увертюры к опере «Немая из Портичи»)[7], а в 1832 году сочинил свою первую пьесу для фортепиано — галоп ре мажор[9]. В гимназические годы Бедржих играл в камерных ансамблях и оркестрах[10] и продолжал писать фортепианные пьесы — обычно весёлые польки («Луизина полька», «Воспоминания о Ново-Месте»)[7]. В это время творчество Сметаны испытывало сильное влияние современной ему салонной развлекательной музыки[9] немецких и итальянских авторов[11].

По окончании школы отец отправил Бедржиха в Пльзень для получения юридического образования[11]. Там юноша прожил три года в семье дяди, профессора Йозефа Сметаны, также способствовавшего развитию у него патриотических взглядов. В Праге Бедржих уделял много внимания изучению творчества таких композиторов как Бетховен, Берлиоз Шопен и Шуман, а также мастеров виртуозного пианизма — Мошелеса, Гуммеля, Тальберга[7], посещал концерты Ференца Листа. Наконец, в 1843 году он решил полностью посвятить себя музыке, оставил занятия юриспруденцией и переехал в Прагу[11].

В Праге Сметана первое время зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано в богатых домах[11], а с 1844 по 1847 год служил домашним преподавателем музыки у графа Леопольда Туна. В эти годы он и сам брал уроки фортепианной игры и композиции у Йозефа Прокша[9]. Занятия у Прокша посещала также Катаржина Коларова — будущая жена Сметаны. Личное знакомство с Робертом и Кларой Шуман переросло в оживлённую переписку. В собственных произведениях Сметаны этого периода отчётливо прослеживается влияние шумановского стиля[11] — это относится в первую очередь к серии фортепианных пьес «Экспромты и багатели», изданной в 1844 году[7]. Позже Сметана познакомился с Берлиозом и Листом[11], с которым у него с 1846 года установились тесные дружеские отношения[7].