Собор Святого Иоанна Крестителя (Монца)


Собор Святого Иоанна Крестителя — главный храм ломбардского города Монца, где хранится железная корона — древнейшая из сохранившихся. Формально храм является не собором, а церковью, поскольку приход в Монце никогда не был самостоятельным и принадлежал Милану.

Монца сложилась в эпоху раннего средневековья недалеко от Милана. К концу XX века стала пригородом Милана в 15 км к северу. Местность отличалась благоприятным климатом.

Городок выбрала собственной летней резиденцией королева Теоделинда, принцесса баварская, вдова короля Аутари, жена короля Агилульфа. В 595 году здесь был заложен храм в честь Иоанна Крестителя. Для королевы Теоделинды был выстроен также дворец и дворцовая часовня. В 603 году в дворцовой часовне состоялись крестины сына Теоделинды и короля Агилульфа. Папа римский всячески поддерживал королевскую семью лангобардов, которая способствовала переходу лангобардов из арианства в католичество под духовными руководством папы римского. После смерти Теодолинды её похоронили в старой базилике. В 1308 году гроб с телом нашли и перезахоронили в так называемой Часовне королевы.

Строительство современного здания начали в 1300 году. Заказчиком нового и большего по размерам храма была семья Висконти. За образец был взят храм в городе Пиза. Проект создал архитектор Матео ди Кампионе. К настоящему времени от той постройки сохранились главный фасад и часть стен храма.

Главный фасад базилики принадлежит к лучшим образцам романо-готической архитектуры Италии, производит впечатление целостного и стилистически законченного образца местной архитектуры нефранцузского варианта. Фасад разделен на пять частей и выложен камнем в два цвета — чередуются светлые и тёмные полосы. Наибольшее внимание уделено центральной части фасада базилики, украшенной парадным протиром, окном-розой с витражом и кессонами. Кессоны пришли в местную архитектуру из древнеримской архитектуры, но римляне ими украшали только потолки и своды. Кессоны на главном фасаде базилики окаймляют окно-розу и создают отдельную панель выше, переходя в малую аркаду, и отдалённо напоминают орнаменты восточного ковра.

Храм базиликального типа с тремя нефами, центральный неф шире и выше боковых. Центральный неф отделяют от боковых восьмиугольные колонны, часть которых дошла со времён готики. Храм имеет также ряд часовен, среди которых и так называемая Часовня королевы, стены которой украшены фресками со сценами жизни Теоделинды (художники братья Заваттари, 15 века, раннее кватроченто). В начале 21 века были проведены реставрации средневековых фресок часовни, на которые потратили три миллиона евро.