Созвучие (музыкальный термин)


Созву́чие (англ. sonority, нем. Klang) — одновременное (то есть гармоническое[1]) сочетание любых музыкальных звуков[2][3][4]. Понятие созвучия объединяет различные по генезису, интервальному строению, ладовому значению и другим параметрам конструкты звуковысотной вертикали, возникающие в многоголосной музыке.

Аккордом называют одновременное сочетание трёх и более звуков различной высоты, воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали[7]. Наиболее употребительные разновидности аккордов — трезвучия и септаккорды — составляют основу тональной музыки, то есть их интервальную структуру в большинстве случаев имеют гармонии, являющиеся в функциональном отношении тоникой, субдоминантой и доминантой. Терцовость является лишь частным случаем строения аккордов (подобно тому, как гармоническая тональность является частным случаем ладовой организации)[3]. Нетерцовые аккордовые комплексы, такие как квартаккорды, приобрели самостоятельное значение в традиционной музыке некоторых культур[8]. В западноевропейскую и русскую классическую музыку такие созвучия начали постепенно проникать со второй половины XIX века[7]. Так, яркий пример квартового аккорда встречается в Первой симфонии А.П. Бородина (1867)[9]. Однако наибольшего развития нетерцовые гармонические средства достигают в творчестве композиторов XX столетия[10], когда понимание аккорда расширяется («любое созвучие, выполняющее функцию аккорда, есть аккорд»[11]).

Существуют различные способы типологизации аккордов[11]. Например, в зависимости от множественности или единообразия интервального строения выделяют аккорды полиинтервальные и моноинтервальные (классификация С.М. Слонимского)[12]. По признаку симметрии, её наличия или отсутствия в расположении образующих аккорд интервалов, выделяют аккорды симметричной и свободной структуры[12].

Аккорд может быть подвергнут линеарной разработке путём включения неаккордового тона в его состав (например, доминантсептаккорд с секстой вместо квинты – т. н. «шопеновская доминанта»)[7][12].

Гармоническим единством обладают аккорды, состоящие из трёх, четырёх, пяти, значительно реже ― шести[8] звуков[13]. Созвучия же с бо́льшим количеством тонов слух склонен интерпретировать как полиаккорды, то есть сочетания двух или нескольких аккордовых структур[7][14].

Созвучия могут быть полифоническими (в музыке полифонического склада) и гармоническими (в музыке гармонического склада)[12]. Конкордом (термин Ю.Н. Холопова) называется полифоническое созвучие, состоящее более чем из двух звуков и воспринимающееся как сумма интервалов[15][16]. Примерами конкордов являются созвучия, обнаруживающиеся в музыке европейского Средневековья. Структурно они могут быть идентичны аккордам, но в функциональном отношении ими не являются (отсутствует целостность): многоголосная ткань в средневековой полифонии сугубо линеарна, а звуковысотная вертикаль носит результирующий характер[K 1][17].