Сокол (станция метро)


«Со́кол» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена под Ленинградским проспектом неподалёку от развязки с Волоколамским и Ленинградским шоссе. Вестибюли находятся на территории районов Сокол и Аэропорт Северного административного округа города Москвы. Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). Название получила по расположенному поблизости посёлку Сокол, который был построен в 1920-е годы.

Район, в котором расположена станция, вошёл в состав Москвы только в 1917 году. Ранее это было крупное подмосковное село Всехсвятское, — бывший волостной центр[3]. План строительства линии метро с конечной остановкой «Всехсвятское» появился ещё в 1933 году. Позднее он неоднократно корректировался. В рамках генерального плана реконструкции Москвы 1935 года предполагалось построить линию метро с конечными станциями «Аэропорт» и «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Однако в связи с тем, что депо 2-й очереди перенесли в район развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе, на линии была запланирована ещё одна станция. Несмотря на то, что эта станция строилась в самом центре бывшего села Всехсвятского[4], она получила своё название от расположенного в полукилометре кооперативного посёлка «Сокол», созданного в 1920-х годах[2]. Название станции, предложенное в первоначальном проекте, было неприемлемо с идеологической точки зрения[5]. Изначально рассматривался проект сооружения надземной станции, но затем от него отказались[6].

Строительство метро «Сокол» осуществлялось открытым способом[7]. Открытие станции с её восточным вестибюлем состоялось 11 сентября 1938 года[2]. В результате ввода в эксплуатацию участка «Площадь Свердлова» — «Сокол» в Московском метрополитене стало 22 станции. В тот же день было открыто метродепо «Сокол», расположенное северо-северо-восточней развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе[8]. Изначально вестибюль станции находился в окружении малоэтажных сельских домов, городская застройка в данном районе в довоенные годы практически отсутствовала. Предполагалось, что в будущем он займёт центральное место курдонёра, образованного П-образной застройкой[9] (этот проект не был реализован).

21 декабря 1949 года был открыт западный вестибюль станции, расположенный на противоположной стороне Ленинградского проспекта рядом с Храмом Всех Святых во Всехсвятском[10]. В 19521953 годах для улучшения обслуживания пассажиров от центрального мостика были построены дополнительные лестницы на платформу, что позволило существенно уменьшить нагрузку на центральные лестницы. Работы начались в августе 1952 года, первая часть сдана в эксплуатацию 7 ноября 1952 года, вторая часть — 5 января 1953 года[11].