Сотапанна


В буддизме сотапанна (пали sotāpanna), шротапанна (санскр. śrotāpanna), «вошедший в поток»[1] — это человек, который познал Дхамму и, следовательно, отбросил первые три оковы (пали saŋyojana), которые связывают существо с перерождением, а именно: воззрение о существовании Я (пали sakkāya-diṭṭhi), привязанность к обрядам и ритуалам (пали sīlabbata-parāmāsa) и скептическое сомнение или неуверенность, особенно в пробуждении Будды (пали vicikicchā).

Слово сотапанна буквально означает «тот, кто вошел (пали āpanna) в поток (пали sota)». Потоком метафорически назван Благородный восьмеричный путь, ведущий к Ниббане[2]. Вхождение в поток (пали sotāpatti) — первая из четырёх стадий просветления в буддизме[3].

Первый момент достижения называется путём вхождения в поток (пали sotāpatti-magga), когда происходит разрушение первых трёх оков. Человека, испытавшего это, называют вошедшим в поток[4] или победителем потока (пали sotāpanna)[5].

Говорят, что сотапанна достигает интуитивного постижения Дхаммы[6], эта мудрость называется правильным воззрением (пали sammā diṭṭhi)[7]. Непоколебимая вера (убеждённость) в Будду, Дхамму и Сангху[6] считается одной из четырёх характеристик победителя потока (пали sotāpannassa angāni)[8][9]. Говорят, что у сотапанны «открыт глаз Дхаммы» (пали dhammacakka), поскольку он осознал, что всё, имеющее начало, имеет и конец (непостоянство)[10].

Сотапанна в момент обретения плода своего пути (пали sotāpatti-phala) впервые видит проблеск своей цели — необусловленный элемент, асанкхату[11]. Когда же вошедший в поток постигает Ниббану и, таким образом, подтверждает уверенность в ней, он становится арахантом[12] и, говоря метафорически, может «напиться воды из колодца, встретившегося на пустынной дороге»[13]. Сотапанна может заявить о себе так[14]:

Я тот, кто покончил с адом, покончил с миром животных, покончил с обителью страдающих духов, покончил с состояниями лишений, с плохими уделами, с нижними мирами. Я – вступивший в поток, не прикованный более к нижним мирам, непреклонный в своей участи, устремлённый к просветлению