Соферим (Талмуд)


«Соферим» (др.-евр.סופרים‎‏‎; мн. ч. от софер, переписчик свитков) — в иудаизме талмудический трактат, в котором излагаются преимущественно правила об изготовлении священных книг и порядке их чтения. Принадлежит к так называемым «малым трактатам». Включает 21 главу или 225 параграфов («галахот», правил).[1]

Допущение палестинского происхождения трактата согласуется с давнишней теорией (Нахманида и др.) ο том, что все «малые трактаты» вышли из Палестины[2], и учёные конца XIX века, за исключением Вейса, признавали этот взгляд. Вероятным является предположение, что трактат был окончательно составлен около середины VIII века. В то время существовало только несколько экземпляров Талмуда, и поэтому в трактате нет никаких намёков на Талмуд.[1]

Содержание трактата вошло в позднейшие произведения по орфографии, масоре и литургии. В этом трактате (XVIII, 3) впервые проводится разделение всей Библии на три части по степени святости, по силе вложенного в них вдохновения: Тору, или Закон, Каббалу (откровение святых пророков) и Агиографы (слова святости).[1]

Трактат может быть разделён на три главные части: первая часть — от начала до VI главы (составление свитков Торы), вторая часть — от VI главы до X (масоретские правила для письма) и третья часть от X главы до конца (правила о порядке чтений и литургические постановления)[1].

Цунц[3] находит что в своём настоящем виде трактат лишён всякой системы. В первоначальном виде сочинение состояло по крайней мере из трёх частей, которые были впоследствии перемешаны. В настоящем виде оно представляет больше интереса для чтецов и канторов, чем для писцов; большая часть сочинения занята изложением ритуальных правил. Несомненно, что переписчики свитков были также и чтецами, и этим объясняется тесное переплетение двух тем.[1]

Первая часть рассматривает составление свитков Торы; она же дала название всему трактату. Эта часть — самая ранняя в трактате; она сохранилась также как самостоятельный «малый трактат», озаглавленный «Массехет Сефер Тора» (издан Кирхгеймом[en] в 1851); в этом виде она является систематическим произведением, но эту систематичность она теряет в трактате Соферим из-за вставок, хотя имеет то же деление на главы и параграфы. Изданный Шёнблюмом малый трактат «Сефарим» (1877) представляет извлечение из Массехет Сефер Тора. Слово «сефарим» есть множественное число от «сефер»: сефарим вообще книги, сефер — книга par excellence, то есть Topa.[1]