Спартак (станция метро)


«Спарта́к» — станция Московского метрополитена на Таганско-Краснопресненской линии между станциями «Щукинская» и «Тушинская». Расположена в районе Покровское-Стрешнево (СЗАО). Объект был заложен под пикетом ПК0160+4 для открытия в составе Краснопресненского радиуса в 1975 году[1], но по ненадобности был недостроен и вскоре законсервирован[2]. На протяжении нескольких десятилетий объект был известен под проектным названием «Волоколамская» и являлся самой старой недостроенной станцией в Московском метрополитене.

С началом развития инфраструктуры на месте Тушинского аэрополя было решено расконсервировать и станцию. Достройка началась в 2013 году, а 27 августа 2014 года станция была открыта[1].

До 20 августа 2022 года, наряду со станциями «Воробьёвы горы» и «Студенческая», была одной из трёх станций в Московском метрополитене, к которой не подходит ни один из маршрутов городского наземного транспорта; ближайшая автобусная остановка («Клуб имени Чкалова») находилась на Волоколамском шоссе примерно в восьми минутах ходьбы.

«Спартак» — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, по своей конструкции аналогичная соседней станции «Тушинская»[2][3]. Глубина заложения составляет 10 метров[2]. Станция возведена по типовому проекту из сборных конструкций, построена открытым способом при задействовании копров и козлового крана[6][7]. Сооружение дополнительных помещений изначально не осуществлялось, они были заложены уже при расконсервации станции. За счёт сборки платформы открытым способом остались нечёткие следы её местонахождения и грунт просел на несколько метров, таким образом, при расконсервации пришлось поднять изначальный уровень земли к соответствующему ландшафту.

На станции имеется 2 ряда по 26 колонн с шагом по осям в 5 метров и поперечным размером между колоннами в 6,5 м[3]. Из-за грунтовых вод гидроизоляция была применена не только к потолку и стенам, но ещё и к полу, а по обеим сторонам путей были сооружены канавы, служащие для отвода избытка подземных вод (в данный момент не используются, забетонированы и заменены на водоотливные установки в подстанционном лотке).

В исполнении отделки присутствуют серый мрамор, анодированный алюминиевый сплав, серый и чёрный гранит. Путевые стены украшены ударопрочными витражными панно с сюжетами на футбольную тематику[3]. Ложный потолочный купол выполнен из оцинкованного пластика. Колонны облицованы белым мрамором[3]. На станции имеются четыре зоны ожидания с деревянными скамейками в начале и конце каждой платформы[3]. Освещение проведено аналогично близлежащим станциям-«сороконожкам» под поперечным брусом колонн, углов стен, а в аварийном режиме — в виде вставок в полу для создания световых платформенных дорожек.