Список визирей Фатимидского халифата


Фатимидский визирь (араб. وزير‎‎ — wazīr‎) — должность главы правительства или чиновника высшего ранга в Фатимидском халифате, существовавшая с 979 (10 лет после завоевания Египта) по 1171 год (окончательное падение халифата). Первоначально его обладателями были гражданские чиновники, которые действовали как главные министры при халифах в соответствии с моделью, установленной ещё Аббасидами, но в дальнейшем пост перешёл к военным, которые стали даже влиятельнее халифов[1]. Когда визирь по той или иной причине не был назначен, его заменял гражданский посредник — «васита[en]»[2].

В ифрикийский период титула «визирь», широко распространённого в исламском мире, в Фатимидском халифате не существовало. Он появился после фатимидского завоевания Египта в 969 году. Ранее Египет находился под властью автономной династии Ихшидидов, и здесь были свои визири ещё со времён предыдущей автономной династии, Тулунидов[1][3]. Хотя последний визирь Ихшидидов, Джафар ибн аль-Фурат[en], продолжил выполнять многие из своих функций и при новых властителях, завоеватель и новый наместник (вали) Египта Джаухар ас-Сакали отказался признавать его визирем[4]. Когда халиф аль-Муизз Лидиниллах (953—975) прибыл в Египет, он предпочёл не делегировать свои полномочия визирю, хотя и назначил Якуба ибн Киллиса, бывшего чиновника Ихшидидов, руководителем государственного аппарата. Только в 979 году следующий халиф аль-Азиз Биллах (975—996) даровал Ибн Киллису титул визиря. Последний оставался главой администрации вплоть до своей смерти в 991 году[1][5].

После смерти Ибн Киллиса халифы сами выбирали, назначать ли им визиря или доверить все дела посреднику, именуемому «васита», который занимался передачей приказов от халифа к его чиновникам или подданным[3]. В соответствии с общей государственной политикой религиозной терпимости к христианам и иудеям[6], некоторые визири специально выбирались из их числа. Первым визирем-христианином по происхождению был Иса ибн Настур, занимавший должность при халифе аль-Азизе Биллахе. В то же время есть свидетельства, что евреям для получения должности всё же было необходимо принять ислам, и самым характерным примером такой политики выступает именно Ибн Киллис[7]. Первые визири служили по желанию назначившего их халифа и являлись примером того, что теоретик права XI века Абу-ль-Хасан аль-Маварди называл «вазир ат-танфид» (с ар. — «визирь смерти»)[8], фактически являясь, по описанию французского востоковеда Мариуса Канара, «агентами, что исполняли волю государя»[3]. Действительно, их карьера часто была очень короткой: их свергали, заключали в тюрьму, избивали и часто казнили халиф или другие придворные соперники[7]. В результате, согласно Канару, в то время «в широком смысле, главной характеристикой визиря Фатимидов была незащищенность». Иногда эта должность переходила из рук в руки с «ужасающей скоростью». При слабом халифе аль-Мустансир Биллахе только в период с 1060 по 1062 год сменилось 5 визирей[3].