Маад аль-Мустансир Биллах


Абу Тамим Маад ибн Али аль-Мустансир Биллах аль-Фатими (араб. المستنصر بالله الفاطمي‎; 5 июля 1029[2], Каир — 10 января 1094[2], Египет[1]) — исмаилитский халиф из династии Фатимидов. Правил Фатимидским халифатом с 1036 в 1094[3]. Период его правления насчитывал 60 лет — это самый длинный из всех халифатов и в Египте, как и в любом другом исламском государстве[3].

Абу Наср Муайад фи-д-Дин аш-Ширази (10001078) — исмаилитский учёный, философ и поэт, проповедник и богослов персидского происхождения. Служил аль-Мустансиру как «да’и», в конце концов достигнув наивысшего ранга Баб аль-Адваб («Ворота ворот») и да’и ад-Дуат («Глава миссионеров»). В своих богословских и философских сочинениях он окончательно оформил доктрину исмаилизма[4]. Аш-Ширази родился в городе Шираз, столице провинции Фарс (тогда Персия, в настоящее время — Иран), в 1000 году нашей эры. Его отец, Муса ибн Дауд, служил халифу аль-Хакиму Биамриллаху в качестве главного миссионера в провинции Фарс.

Бадр аль-Джамали был визирем, командующим войсками и да’и ад-дуат — главным миссионером при аль-Мустансире. Этнический армянин, он был приобретен сирийским эмиром Джамалом ад-Даула как раб за сравнительно небольшую цену. Позже он стал мамлюком. Далее он был назначен губернатором Акко[5], а в 1074 году — командующим армией. Аль-Джамали умер в 1094 году, будучи фактическим правителем халифата Фатимидов[6]. Бадр аль-Джамали инициировал строительство в Каире таких зданий, как мечеть Аль-Джаме аль-Джуйюши, ворота Баб аль-Футух (Ворота завоевателя), Баб аль-Наср (Ворота победы) и Баб Зувейла.

Между 457/1065 и 464/1072 годами в Египте разразился сильный голод. В это же время обострилась борьба между турецкой и суданской фракцией внутри фатимидской армии. Берберские кочевые племена из Нижнего Египта стали намеренно усугублять страдания населения от разорения сельской местности, уничтожая насыпи и каналы Нила. Конюшни халифа резко сократились с десяти тысяч животных до всего трех лошадей. В итоге, как писали хронисты, у аль-Мустансира осталась одна единственная лошадь, и что, когда он выезжал из дворца, его придворные следовали пешком. Пока длился голод, население страны продолжало сокращаться. Затяжной голод сменился чумой: целые районы обезлюдели.