Станционе, Массимо


Ма́ссимо Станционе (итал. Massimo Stanzione; 1585, Фраттамаджоре — 1656, Неаполь) — итальянский живописец эпохи барокко неаполитанской школы. Имел прозвание «Неаполитанский Гвидо Рени», он был одним из самых выдающихся художников неаполитанской школы семнадцатого cтолетия. Его работы сочетают в себе влияние эмилианской живописи Гвидо Рени и Доменикино с тенебризмом караваджистов[2].

Художник, вероятно, родился во Фраттамаджоре близ Неаполя или в [Орта-ди-Ателла][3]. История его художественного образования почти неизвестна. Вероятно, он был учеником Фабрицио Сантафеде и Баттистело Караччоло, а затем обогатил свой стиль в Риме, куда переехал в 1617 году и оставался там до 1630 года. В Риме Станционе ориентировался на эклектическую живопись, вдохновленную Микеланджело Меризи да Караваджо, Гвидо Рени, Артемизией Джентилески, Аннибале Карраччи и Симоном Вуэ.

Большую часть жизни художник провёл в Неаполе. Находился под сильным влиянием работ Караваджо. На своих картинах Станционе умел искусно сочетать драматическую светотень и порой грубый реализм Караваджо с классической, лирической живописью мастеров болонской школы. С Артемизией Джентилески у него сложилось важное рабочее партнёрство, основанное на взаимном уважении. Эти творческие отношения, по-видимому, также сыграли важную роль в творческом росте Станционе. Некоторые документы показывают, что Станционе и Джентилески переехали в Неаполь в одном и том же 1630 году. Бернардо де Доминичи описывает отношения между ними как «неформальное ученичество». Массимо ежедневно посещал Артемизию, наблюдая за её работой. Особенно его интересовала цветовая палитра. В то же время её стиль художник перенимать не стал. Несколько картин были написаны ими совместно. Они также участвовали в создании некоторых работ, таких как «Рождество Иоанна Крестителя» для короля Филиппа IV во дворце Буэн-Ретиро.

Ещё одна известная работа Станционе — большое «Жертвоприношение Вакха», которое ныне находится в музее Прадо в Мадриде вместе с другими различными картинами, посвящёнными жизни святого Иоанна Крестителя. Станционе также писал светские портреты и фрески для многих неаполитанских церквей, в том числе цикл фресок для базилики Сан-Паоло-Маджоре в Неаполе. Живопись Станционе, «несмотря на очевидный академизм, отличается экспрессией, выразительной динамикой фигур, сочностью и напряжённостью цветовых отношений»[4].