Странствия по марке Бранденбург


«Странствия по марке Бранденбург» (нем. Wanderungen durch die Mark Brandenburg) — пятитомные путевые очерки немецкого писателя и поэта Теодора Фонтане, в которых он рассказывает об истории и культуре Бранденбурга. Он описывает дворцы, монастыри, природу, традиции и быт местных жителей в марке Бранденбург. Это произведение писателя стало в период с 1862 по 1889 год выражением растущего прусского национального самосознания и романтизма. Впечатления, полученные автором во время работы над путевыми очерками, легли в основу его более поздних романов[1].

«Странствия по марке Бранденбург» продолжают вызывать широкий резонанс и в наши дни. Они легли в основу туристических культурных экскурсий в программе Бранденбургских летних концертов, которые ежегодно проходят, начиная с 1990 года[2]. Теодора Фонтане часто цитируют не только современные проспекты для туристов и путеводители с описаниями ландшафтов, но и исторические исследования. Очарование его путевых очерков основано на взаимодополнении подробного описания, культурного фона и литературной выразительности рассказчика Фонтане, который считается одним из наиболее заметных представителей реализма в немецкой литературе XIX века[3].

В 1998 году отмечались два юбилея: 200-летие со дня рождения Виллибальда Алексиса, автора многотомных романов, посвящённых истории Пруссии, и 100-летие Теодора Фонтане. Этих писателей сближало многое. Оба — выходцы из семей гугенотов, оба принадлежали к буржуазно-либеральным слоям общества, оба были театральными критиками в выходившей с начала XVII века газете Vossische Zeitung  (нем.), оба заняли достойное место в бранденбургско-прусской и берлинской истории[3].

Виллибальд Алексис высоко ценил книги основоположника исторического романа шотландского писателя Вальтера Скотта, особенно его произведение Айвенго (1819)[3].

В эссе 1872 года, посвящённом Алексису, Теодор Фонтане назвал его «брандербургским Вальтером Скоттом» и своим «предшественником». Он вспомнил также, что в детстве однажды видел писателя на приморском курорте острова Узедом[3].

По словам Фонтане, идея путевых очерков пришла к нему летом 1858 года во время поездки в Шотландию, когда он литературно перерабатывал свои дневниковые записи. Вид старого замка Лохливен на острове Лох-Ливен вызвал в его воображении Рейнсбергский дворец и привёл к мысли, что путешествия по бранденбургским городам и весям могут стать не менее познавательно-увлекательными, чем шотландские[3].