Сухо


Сухо[1] — искусственный насыпной остров в юго-восточной части Ладожского озера. Расположен в 20 км от южного берега Ладожского озера и в 27 км от города Новая Ладога, имеет форму неправильной подковы, размеры — 90 на 60 м.

Первый маяк был построен в 1825—1826 годах на мели Сухо, для чего подводную мель превратили в небольшой островок из ряжей, наполненных камнями. В 1834 году было сделано специальное укрепление вокруг маяка от повреждений льдами высотой до 6 метров. Для удобства причаливания и подвоза материалов в 1850-х годах впервые была устроена специальная бухта с подветренной стороны. В феврале 1885 года деревянный маяк сгорел.

30 сентября 1885 г. работники маячной команды спасли команду и пассажиров потерпевшего аварию парохода «Александр Свирский»[2][3].

Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом, так как остров был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии.

Весной 1942 года немцы начали подготовку операции «Бразиль» на Ладоге. В её задачи входили внезапная высадка десанта на остров Сухо для его захвата, уничтожение гарнизона острова и установление контроля над передвижением по Ладоге и советским тылом. В городе Лахденпохья была создана немецкая морская база. Из итальянского порта Специя прибыл 12-й отряд торпедных катеров. По железной дороге через Финляндию были переброшены в разобранном виде самоходно-десантные баржи типа «Зибель» (англ. Siebel ferry).

По утверждению отечественных историков, идея десанта для перехвата «Дороги жизни» и удушения Ленинграда голодом во вторую блокадную зиму принадлежала не немцам, а финнам, её инициатором был генерал Пааво Талвела, а главнокомандующий финской армией Карл Маннергейм план операции поддержал и немедленно отдал все необходимые предварительные распоряжения, в том числе по доставке немецких и итальянских военных кораблей с экипажами на Ладожское озеро[5].