Сходня (морской термин)


Схо́дня (схо́день, схóдни[1]; англ. gangway) — переносная доска со специальными планками (с набитыми на ней брусками[1]) для предотвращения скольжения обуви, которая оборудована леерным ограждением и служит для перемещения с судна на берег и обратно.

В морском деле — ступенчатая сходня, трап[2]. В последнее время доску заменяют сходнями в ступенчатом исполнении (ступени специально изогнуты). Сама доска делается из лёгкого сплава дюралюминия с дюралюминиевыми рёбрами жёсткости. Верхняя сторона сходни снабжена зацепами, а противоположная сторона оборудована колёсами или валиком для скольжения по поверхности (в связи с движениями судна относительно берега из-за прилива-отлива, погрузки-разгрузки). Были и пластмассовые сходни в 1960-х годах, но они не прижились.

Сходня с поверхностью доски и планками на ней не может обеспечить безопасный подъём или спуск человека, если она установлена под углом более 30-ти градусов к горизонтальной поверхности. Поэтому есть сходни ступенчатого исполнения с закруглёнными ступеньками, что создаёт хорошую опору при углах не более 60-ти градусов к горизонту. Пример такой сходни — заводская сходня судоремонтного завода Huandao (Китай).

Сходни со стационарным ограждением (релингами) тяжелее и как правило используются портом или судоремонтным заводом также для связи судно-берег. Такую сходню можно установить только краном. Часто делают сходню члены команды судна собственными силами из стали и дерева — такая сходня тяжелее обычной.

Просто брошенную от борта судна (фальшборта) до причала доску без всякого ограждения также называют «сходней». Однако, за такую сходню могут наказать проверяющие. Представители порта и стивидоры имеют право отказаться пользоваться необорудованной сходней в связи с несоблюдением техники безопасности.

Есть такое международное понятие made fast («закрепились, ошвартовались»), то есть окончание швартовки и судно готово к приёму властей порта. Считается, что судно закончило швартовку в момент окончательной и полной установки правильно оборудованного трапа или сходни с судна на берег, не в момент закрепления последнего швартова.